Основные нефтедобывающие страны: Россия, Саудовская Аравия, Катар и Венесуэла договорились заморозить уровень добычи нефти. Об этом сообщило российское Министерство энергетики по итогам встречи его главы Александра Новака с министром нефти и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Али аль-Наими, министром нефти Катара Мохаммедом аль-Садом и министром нефтяной и горнорудной промышленности Венесуэлы Эулохио дель Пино. К этой договоренности согласились присоединиться Эквадор, Алжир, Нигерия и Оман. Возможно, что этот список пополнится Ираком и Кувейтом.
Как пишет Bloomberg, нефтяные дипломаты больше года в тайне готовили эту договоренность с тем, чтобы она стала первым шагом на пути сокращения добычи нефти с целью поднятия цены на этот важный энергоресурс. Особую активность в этом проявила Венесуэла, так как нынешний уровень цен поставил ее на грань экономического и финансового коллапса.
Стороны за исходную взяли дату 11 января 2016 года. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), крупнейший производитель среди стран ОПЕК — Саудовская Аравия в январе 2016 года добывала 10,2 млн барр. в сутки: немногим меньше, чем на пике в июне 2015 года — 10,5 млн барр. в сутки. Россия добывала около 10,9 млн барр. в сутки в январе, это рекорд в постсоветскую эпоху. Если добыча в 2016 году будет в среднем на уровне января, ее объем составит рекордные 552 млн т (в 2015 году было 534 млн т).
Вопрос в том захотят ли другие страны присоединиться к договоренности. Теоретически низкие цены на нефть бьют по всем, так как все теряют живые деньги. Только потери у всех разные.
В несколько лучшем положении крупные поставщики нефти. В первую очередь, Саудовская Аравия, Россия, Ирак. Катар не является значимым игроком на нефтяном рынке, а Венесуэла находится на пороге революции, и ей сейчас вообще не до роста добычи. В Ираке фактически нет центральной власти. Есть зоны, которые контролирует ИГИЛ и ведет там добычу, на севере и западе в курдских районах также ведется масштабная добыча нефти. Причем как исламисты, так и курды продают нефть по бросовым ценам. И доля их в общей иракской добыче не такая и маленькая. Остальные присоединившиеся хоть и наращивают добычу, но им еще далеко до крупных игроков.
Вторая большая проблема — как склонить присоединиться другие страны. Уже понятно, что США останутся вне договоренности. С ними и переговоры никто и не вел. Надежда на то, что для сланцевой нефти нынешний уровень цен убыточный. Однако кредитная система в Америке очень мощная, и она пока в состоянии нести такую нагрузку в ожидании будущих больших прибылей от новых технологий добычи нефти.
Азербайджан также заявил, что пока не рассматривает вопрос об ограничении и тем более снижении добычи нефти.
Самая большая проблема — Иран. Страна остро нуждается в валюте и ведет агрессивное снижение цен на нефть с целью восстановить свою долю на рынке. По последним данным Иран начал поставлять нефть в Европу по цене $28 за барр. и готов на дальнейшее снижение для своих азиатских покупателей.
Здесь присутствует элемент большой игры. Как передает Reuters, посол Исламской республики в ОПЕК Мехди Асали заявил, что Иран не считает логичным замораживать собственную добычу нефти для того, чтобы удержать цены от падения. По его словам, когда Иран находился под санкциями, другие производители усиленно наращивали объемы производства углеводородов. Последнее является прямым намеком на Эр-Риад, который в период санкций захватила долю Тегерана на рынке.
Сейчас Иран добывает около 2,9 миллиона баррелей нефти в сутки, из которых на экспорт приходится более половины. В то же время до введения санкций в 2012 году страна вывозила 2,5 миллиона бочек нефти в день. По заявлениям иранских лидеров страна намерена увеличивать поставки на экспорт и досанкционный уровень совсем не является пределом. Возможно, что Ирану будут предложены особые условия. В частности, речь может идти об ограниченных возможностях роста добычи или привязке допустимого уровня производства к будущим ценам на нефть.
Слухи о возможном сокращении добычи несколько дней лихорадили рынок. В какой-то момент цены даже пошли вверх, но рост оказался неустойчивым. Достигнутое соглашение по ограничению добычи нефти пока существенного влияния не оказало. По мнению ряда экспертов, и не окажет.
В сущности договорились дальше не насыщать рынок избыточной нефтью. Однако на нем превышение предложения над спросом в размере 1,5 млн барр. никуда не делось. И даже если Россия и Саудовская Аравия снизят добычу, что маловероятно, на 1 млн барр. избыток все равно останется.
Как считает заместитель директора отдела новостной и аналитической информации по рынкам нефти Европы и Африки Platts Пол Хикин, «Договоренности — это детские шажки, в особенности если учитывать, что ОПЕК не смогла договориться об установлении даже номинального потолка (добычи. — Авт.) на встрече в декабре. Ситуация остается тупиковой, и по-прежнему Саудовской Аравии и России будет очень трудно снизить добычу, поскольку другие производители не собираются субсидировать дополнительные баррели из Ирана».
Характерно, что рынок достаточно спокойно отреагировал на договоренность об ограничении добычи нефти. Цена барреля после некоторого всплеска начала снижаться.
Есть еще два фактора. Во-первых, политический. Саудовская Аравия и Иран выступают конкурентами не только на рынке нефти, но также в Сирии и Йемене. Отношения двух стран находятся на грани войны. Навряд ли Тегеран и Эр-Риад готовы идти на значительные уступки друг другу.
Во-вторых. Монетарная составляющая из цены на нефть никуда не исчезла. Если Федеральная резервная система США повысит ключевую ставку, то доллар будет укрепляться, соответственно, цена на нефть снижаться. По крайней мере, не расти.
Скорее всего, в ближайшие месяцы будут продолжены тайные переговоры нефтяных дипломатов. Без существенного снижения добычи цена не вырастет. В этом случае больше проиграют крупные игроки, меньшие выиграют. Согласятся ли на это первые, станет известно в июне, когда состоится очередная встреча стран ОПЕК. Пока же цена будет колебаться вокруг $30 за барр.