Вчера в Киеве правительство проводило совещание по вопросам возобновления работы отечественных нефтеперерабатывающих заводов, которое еще в минувшую пятницу анонсировал на своей страничке в Facebook премьер-министр Николай Азаров.
Между тем наше правительство и без того уже активно поработало на нефтепродуктовой ниве. 19 июня введен в действие закон о так называемых плавающих акцизах, принятый Верховной Радой 15 мая. 21 июня Минэнергоугля повысило акцизы на бензин и дизельное топливо. А за день до этого Верховная Рада приняла закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно производства и использования моторных топлив с содержанием биокомпонентов». Одновременно МЭРТ изучает возможность введения еще одной неоднозначно воспринимаемой в обществе меры — пошлины на импортные нефтепродукты. Она предназначена якобы для стимулирования загрузки сырьем отечественных нефтеперерабатывающих заводов. «Пока наблюдается резкое снижение цен на нефть на мировых рынках, и нет соответствующей коррекции цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, я собираю аргументы для того, чтобы защитить наши НПЗ, вернуться к пошлинам на готовые нефтепродукты», — заявил глава МЭРТ Петр Порошенко.
Вот это и есть в Украине настоящая задача №1. Так считает и Николай Азаров. «У нас из семи (нефтеперерабатывающих) заводов стоит пять. Остальные два работают еле-еле, — негодует премьер и отмечает: — наши друзья в России установили такую вывозную пошлину на нефть, которая, в совокупности с ценой нефти, при нынешних ценах на заправках делает нерентабельной переработку нефти». Премьер также подчеркнул, что украинские НПЗ нуждаются в глубокой реконструкции и модернизации, они неконкурентоспособны по сравнению с зарубежными. Поэтому Азаров выступает за то, чтобы защитить украинский рынок нефтепродуктов от наплыва импортной продукции. «Задача непростая, — страхуется премьер, — Во-первых, мы — члены ВТО, во-вторых, мы имеем соглашения о зонах свободной торговли, в-третьих, решение, связанное с повышением ввозных пошлин, чревато временным, но повышением цен на нефтепродукты. Поэтому правительство находится в том состоянии, когда необходимо найти оптимальное решение, и мы это решение найдем». Кто бы сомневался! Но против пошлин выступают крупные сети АЗС, импортирующие топливо.
Далеко не все во властных кабинетах приветствуют и повышение акциза на бензин и дизтопливо. Замдиректора департамента нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минэнергоугля Константин Бородин отмечает, что повышение ставок акцизного сбора было проведено Кабмином по требованию Мининфраструктуры, то есть его главы и вице-премьера Бориса Колесникова. «Акцизный сбор идет на поддержание автомобильных дорог в должном состоянии, — уточнил Боровик, — В прошлом году его размер был снижен в связи с ростом цен на нефтепродукты. В результате необходимых этому министерству компенсаторов не нашлось, и работы по строительству дорог не были профинансированы в полном объеме». Похоже, Минэнергоугля настаивало на сохранении низкой ставки акцизного сбора, однако голос Колесникова в дни Евро-2012 был слышен лучше.
Так заработают ли украинские НПЗ? Похожи первым под «эксперимент» попал Лисичанский (Луганская область) нефтеперерабатывающий завод, который теперь, кстати, называется ЧАО «ЛИНИК», то есть, является частной, а не государственной собственностью. Но главу соответствующей облгосадминистрации Владимира Пристюка это обстоятельство, видимо, не смущает. «Проблемы «ЛИНИКа» областная власть решает не только на региональном, но и на государственном уровне, — откровенничает губернатор, — По этому поводу я встречался не только с собственниками предприятий, но и с Президентом Украины и премьер-министром... Результатом этих встреч стало принятие решения о поиске нового собственника».
И тут мы, собственно, подошли к теме вчерашнего «нефтяного» совещания в Кабмине. Скорее всего, именно путем смены собственников и намечено реанимировать украинскую нефтепереработку. «Теперь нужно, как можно оперативнее, провести процессы аудита и передачи предприятия новому инвестору, — указывает Пристюк, — чтобы было как можно меньше последствий от остановки «ЛИНИКа». «Это общая позиция и областной власти, и премьер-министра Украины Николая Азарова, и министра энергетики и угольной промышленности Украины Юрия Бойко», — отмечает губернатор, но, как ни странно, ничего не говорит о позиции собственника — далеко не последней в мире нефтяной компании ТНК-ВР. Как бы там ни было, а для нее «ЛИНИК», хоть и не такая уж большая ценность — чемодан без ручки, — но не бросать же задаром — есть же еще возможность консервации предприятия до лучших времен.
НПЗ и его собственников, скорее всего, ждет быстротечный, а может быть, и не очень, судебный процесс, который даст старт реприватизации. Главная же проблема состоит в том, где взять нового «эффективного» собственника? И это уже далеко не губернаторская забота. Думается, его могут искать и в Азербайджане, но, скорее всего, все-таки в России. Тамошний «Газпром» ведь добывает не только газ, но и немало нефти. Значит, мог бы подойти. Плюс этого покупателя еще и в том, что, вполне возможно, Украина не будет ему ставить цену за крупнейший в стране НПЗ в реальных деньгах. Продавцу может подойти и предложение (Украина и сама может его инициировать) использовать «ЛИНИК» в качестве разменной монеты при пересмотре газовых контрактов 2009 года.
Но почем после продажи или передачи «ЛИННИКА» другому собственнику в Украине будет литр бензина и как скоро «наши» нефтепереработчики (не исключено, что реприватизация ударит и по другим НПЗ) и потакающее им правительство выйдут на европейские стандарты качества топлива?