Организатором круглого стола выступил Комитет ВРУ по вопросам предотвращения и противодействия коррупции совместно с Антикоррупционной инициативой ЕС в Украине (EUACI). Участие в нем приняли международные эксперты: Джованни Кесслер, Дайнюс Жалимас, Ингрида Данелиэне, Нона Цоцориа, народные депутаты Украины, представители правоохранительных органов Украины и судебной ветви власти, представители СМИ и общественных организаций.
Украина — одно из немногих государств Европы, где за незаконное обогащение чиновник должен нести уголовную ответственность (статья 368-2 Уголовного кодекса). Впервые это понятие появилось в украинском законодательстве в 2011 году, а в 2014-м — на волне требований Революции Достоинства — его доработали согласно международным стандартам. Прописано оно так: если должностное лицо завладело активами, происхождение которых нельзя объяснить законными источниками дохода, ему угрожает до 10 лет в тесной камере. Однако эта норма закона действует преимущественно только на бумаге.
Во время мероприятия были обсуждены вопросы, связанные с реализацией программы реформ в Украине, прогрессом в борьбе с коррупцией, а также относительно соответствия Конституции Украины статьи 368-2 Уголовного кодекса Украины.
Первая панель дискуссии была посвящена международному и европейскому опыту криминализации незаконного обогащения.
В частности, Глава Конституционного Суда Литвы, профессор Дайнюс ЖАЛИМАС отметил, что «в Литве уголовная ответственность за незаконное обогащение была введена в Уголовный кодекс в 2010 году». Он отметил то, что нужно досказать, что коррупция не совместима с демократией. Государственные учреждения, как и суверенитет, должны принадлежать народу.
Бывшая судья Европейского суда по правам человека Нона ЦОЦОРИА в своей речи заявила, что «поддерживает механизмы, которые позволяют правоохранительным органам конфисковать имущество». Для Украины борьба с коррупцией необходима для построения процветающей страны.
Введение уголовной ответственности за незаконное обогащение — это не панацея, а только один из инструментов, которым Украина должна пользоваться. В этом убежден член Международного антикоррупционного консультационного совета (ИАСАВ), бывший директор Европейского управления по вопросам предотвращения злоупотреблений и мошенничества (OLAF) Джованни КЕССЛЕР.
«Нельзя давать молоток ребенку или пистолет — необученному лицу. Поэтому да, этот механизм может быть опасным. Но было бы странно, если бы Украина от него отказалась, просто нужно все делать в комплексе: со слабыми прокурорами и судьями дела не будет», — говорит Кесслер.
Кесслер отметил то, что «для борьбы с коррупцией страна должна иметь большой арсенал инструментов, поскольку инструмент, который работает в одной ситуации, может не работать в другой. Но они не будут действовать, если судебная система и органы прокуратуры будут слабыми». Именно поэтому Кесслер акцентировал на том, что «Украина должна иметь независимую прокуратуру, которая будет отвечать за законность и на которую не будет осуществляться политическое влияние. В международных стандартах и рекомендациях признается важность уголовной ответственности за преступление незаконного обогащения как эффективного инструмента предотвращения и борьбы с коррупцией. Пандемия коррупции признается чрезвычайной ситуацией в Украине».
«В Италии проблема коррупции также была широко распространена. В основном это было связано с мафией. Существовали два инструмента в борьбе с коррупцией. Первый — расширенная конфискация, которая происходит после того, как лицо было осуждено. Тогда судья может принимать решение, согласно которому может быть изъято другое имущество, что является непропорциональным к законным источникам. Второй — это конфискация имущества, в порядке меры пресечения, примененной к членам мафии», — рассказал Джованни Кесслер.
Во второй панели дискуссии приняли участие Артем СИТНИК, директор Национального антикоррупционного бюро Украины; Роман ТРУБА, директор Государственного бюро расследований и Зоя ЗАГИНЕЙ, начальник отдела уголовно-правовых дисциплин Института специальной подготовки Национальной академии прокуратуры Украины.
Важным был поставленный вопрос Зое Загиней о воспитании будущих юристов. Госпожа Зоя ответила, что «в руках Академии есть действенных механизм влияния на будущих прокуроров для того, чтобы создать независимый правоохранительный орган для борьбы с этим негативным явлением». Для воспитания профессионального мастерства будущих юристов был введен такой курс как правовые средства противодействия коррупции, чтобы уже на этапе формирования юриста закладывать нормы антикоррупционного поведения», — добавила она.
Роман Труба заявил, что уже «с сентября Государственное бюро расследований приобщится к сфере борьбы с коррупцией и в ближайшее время покажет первые результаты». Все три спикера сошлись во мнении о том, что статья 368-2 Уголовного кодекса Украины о незаконном обогащении является конституционной.