Никакого другого государственного акта огромное большинство украинцев не ждали с таким трепетом и надеждой, а равно и тревогой, как закона о пенсионной реформе. И вот свершилось. Принятый на этой неделе Верховной Радой закон власть представляет как осовременивающий жизнь пенсионеров старших возрастов и одновременно гордится тем, что не увеличила возраст выхода на пенсию для новых пенсионеров. Вместе с тем одной из главных новаций является то, что 1 января 2018 года повышается минимальный страховой стаж для выхода на пенсию с 15 до 25 лет. Последнее обстоятельство, по-видимому, стало главной причиной того, что в противостоянии с новым пенсионным законом объединились парламентарии от «Батькивщины» и Оппозиционного блока. К тому же электорат из старых пенсионеров, которым закон создал определенные преимущества, для этих политсил, похоже, менее дорог, чем еще полные сил и более активные будущие пенсионеры...
Реформа предусматривает проведение осовременивания пенсий путем перерасчета с 1 октября 2017 года с использованием единого показателя средней зарплаты. По словам министра социальной политики Андрея Ревы, в 2017 году он составит 3764,4 гривни. Правда, коэффициент стоимости года страхового стажа сокращается с 1,35 до 1. При назначении пенсий в 2018 году это коэффициент будет таким же. Но показатель средней зарплаты будут брать за два последних года, а с 2019 года — за три года. Также с 1 октября 2017 года предполагается восстановить в полном размере выплаты пенсий работающим пенсионерам.
С 1 января 2018 года право на пенсию по возрасту в 60 лет будут иметь те граждане, у которых есть 25 лет страхового стажа. Минимальный стаж ежегодно будет увеличивается на 1 год, пока не составит 35 лет в 2028 году. В 63 года на пенсию смогут выходить граждане, имевшие 15 лет страхового стажа на 1 января 2018 года. С 2018 года в 65 лет выйти на пенсию смогут те лица, которые на 1 января 2019 года будут иметь от 15 до 16 лет страхового стажа. Лицам, у которых не будет 15 лет страхового стажа, будет назначаться государственная социальная помощь по достижении 65 лет. Начиная с 1 января 2028 года, при наличии 40 и более календарных лет страхового стажа, пенсия по возрасту назначается независимо от возраста.
В страховой пенсионный стаж будет включаться период регистрации субъектом предпринимательской деятельности (с 1 января 1998 года по 30 июня 2000 года). С 1 января 2000 года до 31 декабря 2017 года стаж будет учитываться по факту оплаты взносов в Пенсионный фонд, независимо от их размера. С 1 января 2018 года страховой стаж будет учтен при условии оплаты минимального взноса или пропорционально оплаченной сумме, если она меньше минимального взноса.
Закон предусматривает введение с 1 января 2019 года накопительной системы общеобязательного пенсионного страхования. Не принимать в ней участия могут застрахованные лица, которым на 1 января 2019 года осталось менее 10 лет до достижения пенсионного возраста. Кабинету Министров поручено до 1 июля 2018 года обеспечить создание институциональных компонентов функционирования накопительной системы пенсионного страхования.
Пенсии будут индексироваться в зависимости от инфляции и роста средней заработной платы. В 2019—2020 годах индексация будет проводиться по отдельному решению парламента. С 2021 года она будет происходить автоматическая, путем повышения показателя средней зарплаты, с которой рассчитывается пенсия на 50% роста зарплаты за предыдущие 3 года и на 50% роста индекса потребительских цен за прошлый год.
Закон ликвидирует пенсии за выслугу лет (кроме артистов при стаже 20—35 лет). Льготный выход на пенсию остается только для некоторых категорий населения, в частности, работников с вредными и тяжелыми условиями труда, людей с инвалидностью, матерей, воспитавших 5 детей, и инвалидов с детства (в 50 лет), а также для военных — участников боевых действий (в 55 лет при стаже 25 лет).
Максимальный размер пенсии, назначенной на условиях законов «О государственной службе», «О прокуратуре», «О статусе народного депутата Украины», «О научной и научно-технической деятельности» (с учетом надбавок), не может превышать 10 размеров прожиточного минимума, установленного для лиц, утративших трудоспособность. До 31 декабря 2017 года максимальный размер пенсии (с учетом надбавок, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, которые имеют особые заслуги) временно не может превышать 10740 гривен. Рада поручила Кабмину до 1 ноября подготовить отдельный законопроект о перерасчете пенсий военным, а в течение 6 месяцев разработать отдельный закон о введении профессиональной пенсионной системы и обеспечить проведение аудита Пенсионного фонда.
Закон о пенсионной реформе трудно определить однозначно. Одним он несет радости, а другим — огорчения и дополнительные заботы. Еще нет и окончательной уверенности, что от него выиграет Пенсионный фонд, бюджет страны и государство в целом. «Попробую быть деликатным, — сказал, оценивая по просьбе «Дня» пенсионный закон, руководитель экономических программ Украинского института будущего Анатолий Амелин. — То, что было принято, нельзя называть по своей природе реформой. Потому что системные изменения не происходят. Это, скорее, один из инструментов секвестра пенсионного фонда Украины, а механизмы, которые там предложены вряд ли негативно скажутся на нынешних пенсионерах (для них возможно небольшое повышение)».
«В большей степени (негатив) коснется тех, кто будет выходить на пенсию в последующие годы, — продолжил Амелин. — Многие ныне работающие могут оказаться в ситуации, когда пенсия им будет не положена, так как у них не будет хватать страхового стажа. Более того, механизм расчета таков, что их пенсии могут быть даже ниже, чем у нынешних пенсионеров».
«В то же время новый пенсионный закон, — находит позитив специалист по будущему, — снизит нагрузку на государственный бюджет, являющийся основным донором Пенсионного фонда, потому что у него большой дефицит. В результате больше ресурсов могут быть использованы для развития экономики, а через ее развитие, возможно, будет получен стимул для дальнейшего повышения благосостояния граждан». «Но механизмы, реализованные в данном инструменте (законе), носят локальный характер и ни в коем случае глобально не изменяют и не улучшают пенсионную систему. Из плюсов закона: с 2019 года вводится государственная накопительная система. Но она будет полезна только для тех граждан, кому до пенсии осталось не менее 20 лет, остальные будут по-прежнему зависимы от государственной солидарной системы, из которой они будут получать несколько меньше, чем им хотелось бы», — заключает Амелин.
«Понятие накопительной системы в нашем законодательстве существует с 2003 года, — сказала в комментарии «Дню» председатель совета Украинской ассоциации администраторов пенсионных фондов Татьяна Сальникова. — А сейчас была нужна какая-то политическая воля, чтобы реанимировать откладывавшуюся с 2003 года каждым правительством накопительную систему. Добровольная накопительная система у нас работает с 2004 года, а государственной не было. Сейчас ее вроде бы решились ввести».
«Предусматривается создание единого крупного накопительного фонда, куда будут идти все обязательные взносы, — углубляется в накопительную тему Сальникова. — Это — дискутируемый вопрос. У экспертов на этот счет различные мнения. Мировая практика свидетельствует о том, что эффективнее иметь надежный государственный надзор за частными пенсионными фондами, чтобы у человека была возможность выбора. Условно говоря, в стране есть 60 таких фондов. Государство должно всех их проверить и отобрать 20, работающих во всех отношениях нормально, и рекомендовать гражданам пользоваться их услугами. Из этих 20 можно выбрать любой. Это дает нормальную рыночную конкуренцию за лучший сервис и большую доходность. А ели будет один на всю страну гигантский государственный накопительный фонд, к управлению которым допустят, скажем, две компании, то мы получим большие коррупционные риски».