В последнее время широкий резонанс получили «вербальные интервенции» президента США Дональда Трампа в адрес Федеральной резервной системы. «Моя проблема — это ФРС. ФРС разошлась, повышает ставки и это бессмысленно», — недавно заявлял американский президент.
В этом году Федрезерв трижды повышал ключевую ставку, не скрывая, что делает это с целью предупреждения перегрева экономики. Но Трамп интерпретирует это так, что Федрезерв сдерживает рост ВВП. «Каждый раз, когда мы делаем что-то большое, он поднимает ставки», — заявил Трамп, добавив, что главе ФРС Дж.Пауэллу, «похоже, просто нравится поднимать ставки». Напомню, что во втором квартале прирост ВВП США в годовом измерении составил 4,2% (максимум с 2014 года), в третьем квартале — 3,5%.
В итоге 28 ноября Пауэлл заявил, что нынешний уровень ставок (они находятся в диапазоне 2—2,25%) близок к нейтральному. «Нейтральный» уровень тот, который не сдерживает, но и излишне не разгоняет экономику.
Но ФРС не только повышает ставки, приводя к росту курса доллара в результате увеличения привлекательности номинированных в нем инструментов, но еще и сокращает свой баланс. С октября 2017 года до конца сентября этого года баланс ФРС сократился на 270 млрд дол. Повышение ставки и сокращение баланса Федрезерва имеет целью «нормализацию» денежно-кредитной политики, то есть создание ситуации, при которой финансовые рынки и экономика США могут двигаться самостоятельно, без искусственной поддержки от ФРС в виде программ QE. Постепенно уходя с рынка, ФРС нивелирует еще и поводы для обвинений в том, что она «раздувает» пузыри на рынке активов.
Время для усиления монетарной политики в США выбрано удачно. Сильная динамика ВВП, роста объемов промпроизводства, увеличения внутренних продаж повысила способность американских компаний генерировать денежный поток самостоятельно, без «впрыскивания ликвидности» от ФРС. В сущности, Федрезерв сталкивается с необходимостью усиления монетарной политики — он вынужден повышать ставки в ответ на фискальные стимулы в рамках налоговой реформы, которые подтолкнули дефицит бюджета США к уровню 5% ВВП. Происходит это на пике экономического цикла, когда подобные фискальные стимулы могут и навредить — экономика США близка к «перегреву», она приближается к ограничению производственных мощностей, безработица находится на полувековом минимуме (3,9%).
Переходит к усилению политики и ЕЦБ — выход из программы количественного смягчения, которая была запущена в январе 2015 года, запланирован на конец этого года. Как все это отразится на развивающихся странах, к которым относится и Украина?
Первая проблема. По оценкам Банка Международных расчетов, страны с развивающимися рынками за последние 10 лет вдвое нарастили свой номинированный в долларах долг, доведя его до суммы 7,2 трлн долларов. Поэтому развивающиеся страны получают двойной удар — со стороны доллара, который укрепляется, и со стороны лучших ставок. Наша страна в сложном положении — например, в будущем году Украина должна выплатить около 5,9 млрд долларов по внешнему долгу (погашение и обслуживание). Проблемой может быть не только укрепление доллара по отношению к валютам развивающихся стран, но и возможный последующий рост ставок по займам в результате высокой ставки ФРС.
Украина, как и большинство развивающихся стран, продолжит испытывать трудности из-за жесткости монетарной политики ФРС, роста процентных ставок в США и укрепления доллара — все это приводит к оттоку капитала (или запрету притока иностранных инвестиций) и усложняет обслуживание внешнего долга
Вторая проблема. Экстремально низкая ключевая ставка ФРС определяла низкий уровень процентных ставок во всем мире, что было драйвером роста украинской экономики с середины 2000-х до начала 2010-х годов (с перерывом на кризис 2008 года). Прекращение действия этого фактора негативно отразилось на экономической динамике Украины, страны с недеверсифицированным сырьевым экспортом и существенно суженным в последние годы внутренним рынком. Если ставки продолжат оставаться на нынешнем сравнительно высоком уровне, то не будет внешнего импульса для роста украинской экономики, который мог бы сформироваться из-за профицита дешевых денег на мировых рынках.
Третья проблема. Растущие ставки накладываются на замедление темпов роста экономики Китая. Следствием может стать снижение экспорта украинской несельскохозяйственной продукции в Китай. А пример Пакистана говорит о том, что могут возникнуть и проблемы с привлечением китайских инвестиций в украинскую экономику — недавно США обвинили КНР в «дипломатии долговой ловушки», имея в виду предоставление Китаем займов странам, чтобы они платили китайским компаниями за строительство инфраструктуры https://www.wsj.com/articles/pakistan -to-hold-bailout-talks-with-imf-1539018792 .
В целом Украина, как и большинство развивающихся стран, продолжит испытывать трудности из-за жесткости монетарной политики ФРС, роста процентных ставок в США и укрепления доллара — все это приводит к оттоку капитала (или запрету притока иностранных инвестиций) и усложняет обслуживание внешнего долга.
Текущее состояние экономики Украины способно сохранить стабильные темпы роста, но не владеет достаточным потенциалом для придания ему ускорения. Какие проблемы нам нужно преодолеть, чтобы появились возможности для ускорения экономического роста?
Первая — низкий уровень зарубежных инвестиций. Для преодоления этого нужны более сильные гарантии прав собственности и правовой защиты инвестиций (после 2014 года ситуация улучшилась, но все равно есть над чем работать), комплексные преференции для зарубежных инвесторов.
Вторая — низкая норма внутренних сбережений. У нас считают, что лучше употребить как можно больше сегодня, а не откладывать средства на будущее, а то, что не удается употребить, некоторые предприниматели пытаются вывести на зарубежные счета, потому что есть сомнения в стабильности политической и юридической системы, в эффективной защите прав собственности. Поэтому и внутренние инвестиции тоже ограничены.
Третья — дефицит внешних и внутренних инвестиций вместе с неуверенностью в эффективной защите прав собственности не позволяет предпринимателям строить долгосрочные планы и формировать длинные производственные цепочки.
Четвертая — низкая диверсификация экономики и подавляющая поддержка крупного бизнеса приводят к росту экономики за счет концентрации производства, а не за счет конкуренции большого количества производителей. Такой рост создает предпосылки для инфляции. Она, в свою очередь, сдерживает зарубежные и внутренние инвестиции.
Пятая — низкая производительность труда, в том числе из-за того, что часть использования в промышленности современных технологий небольшая.
Шестая — некачественная структура нашей экономики, которая должна являть собой что-то более разнообразное, чем экспорт урожаев сельскохозяйственных культур, горно-добывающую промышленность и металлургию «низких переработок».
Бесспорно, это не полный перечень причин, по которым экономика Украины так сильно зависит от действий основных актеров мировой финансовой системы. Но если мы начнем более успешно решать перечисленные вопросы, это позволит экономике развиваться гибко — так, чтобы ресурсы, которые используются неэффективно, переходили к тем, у кого есть больший потенциал в их использовании.
Кстати, хороший пример гибкости, причем относительно ставки ФРС, продемонстрировал президент США Трамп. Он в годы правления Б.Обамы критиковал тогдашнюю политику ФРС по поддержке рекордно низких ставок. Трамп говорил, что сам лично как девелопер всегда любил низкие ставки, так как они позволяют привлекать ссудные средства для развития бизнеса под невысокий процент. Однако «с точки зрения всей страны я не уверен, что нулевые ставки являются хорошим делом, поскольку они создают кредитный пузырь» — утверждал господин Трамп в 2015 году. Обосновывал свое мнение он тем, что низкие ставки, которые в то время сохраняла ФРС, могут привести к ускорению инфляции, росту госдолга и потере рабочих мест. Однако, как известно, этого не произошло. А теперь Трамп критикует ФРС за увеличение ее ключевой ставки...