Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Неправедные решения

Когда суд принимает их один раз — это случайность, многократно — система
21 января, 2008 - 19:23

У конфликта вокруг ОАО «Киевгорнефтепродукт» (КГНП) уже длительная история. Ей более двух с половиной лет. И хотя для человека со стороны это всего лишь некое подобие мыльной оперы, на самом деле — это серьезный сигнал, свидетельствующий о том, что с нашим обществом происходит что-то нехорошее и даже опасное.

Напомним: владельцы 75% акций этого предприятия решили объединиться, чтобы наконец наладить работу предприятия, которое за время руководства им старым правлением во главе с г-ном Миронюком пришло в полный упадок, хотя ранее было одним из ведущих операторов столичного розничного рынка нефтепродуктов. Еще в июне 2005 года прошли два общих собрания акционеров, на которых были избраны наблюдательный совет и правление в новом составе. По действующему законодательству Украины, 75% акций — это контрольный пакет, обеспечивающий его собственникам полный контроль над предприятием и право принимать решения по всем вопросам, связанным с его деятельностью.

Естественно, есть и право организовывать и проводить собрания акционеров по любым вопросам. Но вот остальные 25% опосредованно принадлежат небезызвестному народному депутату Украины Андрею Деркачу, экс-президенту НАЭК «Энергоатом», крупному бизнесмену. КГНП попал в его сферу влияния еще во времена Леонида Кучмы, когда любимому крестнику тогдашнего президента было позволено практически все. С тех времен Деркач действует по давно известному принципу: если нельзя, но очень хочется — то можно.

Вот и развернул Андрей Леонидович широкомасштабные боевые действия за «Киевгорнефтепродукт». Его цель — как можно дольше не допускать на предприятие новый менеджмент, продолжая тем временем с помощью карманного правления «управлять» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Но как удержать бразды правления, если у тебя всего лишь 25% акций? Тут уж, как говорится, не имей сто рублей, а имей сто друзей. За интересы Деркача активно выступает Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку во главе с его давним другом Анатолием Балюком. А если нужно, оказывают силовую поддержку спецподразделения «Титан» и «Беркут», продолжающие по старой памяти выполнять «заказы», поступающие от «святого семейства».

Но все же основным защитником этого депутата и бизнесмена является судебная система Украины, причем, как ни удивительно, от районного суда до Верховного. Первой ласточкой здесь стало решение судьи Хозяйственного суда г. Киева Сергея Шабунина, который в июне 2005 года удовлетворил иск ООО «Студия Бориса Хлобыстова», вообще не являвшегося акционером «Киевгорнефтепродукта», и запретил проводить общее собрание акционеров в любое время и в любом месте Украины. За эти годы менялись города, в которых проходили судебные заседания, уровень судов и фамилии судей, неизменным оставался лишь этот абсурдный запрет. Дошло до того, что даже после принятия закона Украины, по которому все корпоративные споры должны рассматриваться только хозсудами по местонахождению обьекта (КГНП расположен в Деснянском районе Киева), самые разные суды по всем городам и весям продолжали принимать иски от «ущемленных акционеров», рассматривать их и выносить, как обычно, неправомочные решения.

Наконец дело дошло и до Верховного Суда. И главный судебный орган не ударил, как говорится, в грязь лицом. 18 декабря 2007 года он рассмотрел два судебных дела по искам некоего гражданина Фещенко Е. В., превратившегося в последнее время в легендарную личность. Владея менее 0,001% акций «Киевгорнефтепродукта», он постоянно выступает истцом по этому делу и побеждает. И на этот раз Верховный Суд, не мудрствуя лукаво, как всегда полностью удовлетворил претензии этого гражданина, в очередной раз признав незаконным общее собрание акционеров и подтвердив запрет на его проведение в будущем.

Вся пикантность, вернее, трагичность, ситуации заключается в том, что до этого момента по аналогичным делам Верховный Суд принимал абсолютно противоположные решения. Так было с АО «Торговый дом «Укртатнефть-Киев», ОАО «Орджоникидзевский ГОК», ОАО «Черниговский торговый центр «Дружба» и многими другими. Тогда позиция Верховного Суда была ясной, четкой и правовой. При рассмотрении судебных дел, связанных с обжалованием общего собрания акционеров, принимался во внимание ряд факторов. Первое — был ли кворум на общем собрании (по украинскому законодательству, на него должны явиться владельцы более чем 60% акций). Второе — могло ли существенно повлиять отсутствие истца на принятие решений общим собранием. Третье — при проведении общего собрания с учетом всех требований соответствующих законов Украины должно учитываться волеизъявление большинства акционеров.

В ситуации с «Киевгорнефтепродуктом» все повторилось, но с точностью до наоборот: на собрании присутствовали владельцы 75% акций, которые единогласно приняли свои решения, а присутствие и голосование г-на Фещенко со своим мизерным пакетом акций никакого влияния оказать не могло. Тем не менее, тут нам остается лишь повторить крылатую фразу уважаемого Леонида Кравчука: «Маємо те, що маємо». Верховный Суд своими действиями создал очень опасный прецедент. Получается, что любой акционер любого предприятия, владея даже одной его акцией, путем подачи иска в суд может полностью заблокировать работу высшего органа управления любого предприятия.

Может быть, мы преувеличиваем, возводя в ранг явления всего лишь частный факт? Но ведь химики не зря придумали лакмусовую бумажку. Вот ситуация с «Киевгорнефтепродуктом» и стала чем-то подобным для судебной системы страны. Получается очень неприглядная картина — больной скорее мертв, чем жив. Ведь существует проверенная система тестирования ошибок: один раз — случайность, два — закономерность, три — система. По делу «Киевгорнефтепродукта» за эти годы судебными инстанциями различных уровней вынесено более 20 противоправных решений, причем некоторые из них похожи, как близнецы-братья. Впечатляет и география этих ошибок: Киев, Винница, Шахтерск, Борисполь, Макеевка. Так что же это, как не тотальная коррупция судебной ветви власти, наличие которой постоянно отрицает председатель Верховного Суда Василий Онопенко?! Кстати, появление «нового подхода» к рассмотрению исков миноритарных акционеров напрямую связано с приходом к власти в Судебной коллегии по хозяйственным спорам г-на Барбара, которого многие считают ставленником Онопенко.

Правда, в последнее время появились и благоприятные для дальнейшей судьбы «Киевгорнефтепродукта» подвижки. Так, Президент Украины направил в Высший совет юстиции представление на увольнение 47 судей. Есть в этом списке и семь человек, «отличившихся» в истории с КГНП. Достаточно ли этого, чтобы навести порядок в судебной системе, где, по мнению многих экспертов, необходима настоящая чистка на всех уровнях, подобная той, какая в последние несколько лет проходит в Италии?

Олег БОБРОВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ