Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Непрошеные гости

Споры вокруг филиалов иностранных банков не утихают
21 сентября, 2005 - 20:46
ДОЛЛАР — ХОРОШО, А ЕВРО — ЛУЧШЕ. В АССОЦИАЦИИ УКРАИНСКИХ БАНКОВ СЧИТАЮТ, ЧТО УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ ИНОСТРАННОГО БАНКА, ЖЕЛАЮЩЕГО ОТКРЫТЬ В УКРАИНЕ СВОЙ ФИЛИАЛ, ДОЛЖЕН БЫТЬ НЕ МЕНЕЕ ЧЕМ ПОЛМИЛЛИАРДА ЕВРО / ФОТО ОЛЕГА СЕДОНЮКА, Киев

На следующей неделе, ориентировочно в среду, парламент рассмотрит во втором чтении законопроект, касающийся открытия филиалов иностранных банков в Украине. Не факт, но в контексте последних «американских» заявлений Президента страны о намерениях уже в 2005 году оформить членство Украины в ВТО, изменения к закону «О банках и банковской деятельности», скорее всего, будут приняты.

А это означает, что у нас, кроме дочерних банков со 100% иностранным капиталом (юридических лиц, работающих в правовом поле Украины), появятся еще и филиалы (структурные подразделения), руководствующиеся в своей работе иностранным законодательством.

По идее, приход зарубежного капитала в финансовый сектор Украины будет стимулировать развитие конкуренции и прогресс банковской системы, увеличит доверие к ней и позволит активнее работать с деньгами населения. Как рассказал «Дню» руководитель группы советников при главе НБУ Валерий Литвицкий, открытие филиалов иностранных банков только ускорит процессы слияния национального банковского капитала. А то ведь сегодня у банков и капитализация низкая, и население все еще держит часть денег «под подушкой». Поэтому «банки маломощны. А им нужна свежая кровь».

«Консолидации — старая тема, — размышляет В. Литвицкий. — Но эти процессы должны идти». Во всем мире капитал движется, объединяется, сливается, и в результате рождается что-то новое. Райффайзен и Аваль — не такой уж плохой пример. Но при этом ставить банковский сектор, сельское хозяйство, металлургию и прочих под холодный душ конкуренции надо не так, чтобы они «простудились» раз и навсегда. На переходный период, считает эксперт, надо добиваться амортизирующих условий. Над этим сейчас и работают. «Естественно, не все украинские банки выдержат конкурентную борьбу, но банкротство — это же не конец света, — считает В. Литвицкий. — Просто один банк станет частью другого, более мощного».

Однако консолидация консолидацией, а финансовая стабильность и национальная безопасность должны учитываться прежде всего. На это обращают внимание в Ассоциации украинских банков. В АУБ побаиваются, что на наш финансовый рынок могут прийти филиалы малоизвестных рисковых банков. И уж они-то, понимая, что цена ресурсов у нас по сравнению с мировой (2-3%) сильно завышена, будут вкладывать деньги с колоссальной маржой, а возможно, и с демпингом. И превратятся, благодаря изобретательности авантюристов, в инструмент для отмывания денег и прочих незаконных операций.

Но могут ведь прийти и солидные банки — напрашивается контраргумент. Только когда — вот в чем вопрос. Сегодня процедуры выхода на новые рынки у них прописаны слишком четко. И лимиты на Украину там пока закрыты. Они не придут, по крайней мере, до тех пор, пока не повысится инвестиционный рейтинг нашего государства. А президенту АУБ Александру Сугоняке их и пускать-то не хотелось бы. Во всяком случае, он допускает их приход «не раньше, чем через 10 лет после вступления в ВТО, и не раньше, чем страна получит кредитный рейтинг «А».

Впрочем, западный капитал к нам и не особенно стремится. Как констатировал президент ассоциации, — исключительно из- за плохих условий для ведения бизнеса. А. Сугоняко, хотя и встречает готовящиеся изменения в закон о банках и банковской деятельности в штыки, но делает это с оговоркой: там должны быть четко выписаны все нюансы создания, регулирования, надзора за деятельностью и ликвидации филиалов западных банков — аналогично правилам игры для резидентов. «Я исхожу из того, что обязательно необходима мера участия иностранного капитала в нашем банковском секторе. Пока ее нет, — сокрушается банкир. — Должны быть равные условия конкуренции для всех субъектов на рынке».

А глава коалиции «Трудовой союз» Михаил Сирота уточняет: «Величина иностранного капитала в банковской системе страны не должна превышать 30%. Если же она зашкаливает за 50%, то «мы теряем контроль над банковской системой». Противники прихода к нам филиалов развенчивают ожидания банкиров и экономистов. Первый мыльный пузырь, по словам Сироты, — вера в то, что вхождение иностранного банковского капитала в их активы делает банки более защищенными от политических потрясений.

Второй миф — дешевый кредитный ресурс. А. Сугоняко уверен, что процентные ставки определяются условиями, в которых продается кредит, и рисками, которые существуют в стране. А это уровень инфляции, производственные и политические риски, благополучие судебной и административной системы. «Если вы думаете, что при больном организме можно, заменив один орган, оздоровить всю общественную систему, то говорю вам — этого не будет», — подчеркивает президент АУБ. Должно быть соответствие между экономикой, банковской системой и нормативно-правовыми условиями.

Третий миф — обновление основных фондов за счет инвестиций. Нужны сотни миллиардов долларов только для того, чтобы модернизировать материально- техническую базу в энергетике, транспорте и коммунальной сфере. И без вложения собственных средств тут не обойтись. Сугоняко и Сирота особенно акцентируют внимание на клиентуре филиалов западных банков. Дескать, в первую очередь они будут работать с клиентами своих «мам» и «отцов-основателей», будут обслуживать интересы транснациональных корпораций. И совсем перестанут обращать внимание на украинский малый и средний бизнес. Последнему же, по словам народного депутата Сироты, для развития нужны мелкие точечные инвестиции: «100 тысяч, миллион, два миллиона долларов».

Трудно судить, чьи аргументы в этом затянувшемся споре перевешивают. Возможно, истина, как положено, находится посередине между двумя крайними позициями. Поэтому мнение нейтральной стороны — старшего специалиста финансового сектора Представительства Всемирного банка в Украине Анжелы Пригожиной — стоит воспроизвести полностью:

— По-моему, для крупных иностранных банков разницы между открытием в стране филиала или дочернего банка немного. У «дочки» даже больше преимуществ. Как правило, все риски тут автоматически ограничиваются капиталом, вложенным в уставный фонд. А за ошибки филиала полностью отвечает головная контора. И так рисковать репутацией, возможно, имеет смысл только для упрощения межбанковской деятельности или для работы с корсчетами. Сложно сказать, насколько это эффективно для работы с физлицами. Поскольку подключается целый ряд требований, касающихся страхования и гарантирования вкладов, резервирования и т. д.

К тому же, чтобы легче было работать с филиалами банков ЕС, нам нужно будет гармонизировать с европейским свое законодательство и разработать ограничивающие требования. Ведь на рынок надо пускать банки с достаточной репутацией и высоким кредитным рейтингом. Это предотвратит проведение сомнительных операций.

Но в целом есть целый ряд рисков, ограничивающий приход иностранных инвесторов на территорию Украины. Так что наплыва бояться не стоит. Как и того, что банки с иностранным капиталом вытеснят с рынка Украины отечественные банки. Если до сих пор не поглотили и не вытеснили, то и не поглотят. А то, что сегодня некоторые банки ведут переговоры о продаже своих активов, — это хорошо. Это говорит об улучшении имиджа банковской системы в целом и привлекательности отдельных банков. К тому же привлечение иностранных инвесторов — это один из источников пополнения капитала. Иностранный капитал будет способствовать усилению конкуренции и повышению эффективности украинских банков на рынке корпоративных и розничных услуг.

Марина БРИКИМОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ