Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Нереальная земля

Из-за отсутствия государственных актов на нее селяне не стали собственниками
11 апреля, 2006 - 19:16
ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

Никто не спорит с тем, что вопрос учета земель и недвижимости нельзя разрывать. Позиция народа, которая мне хорошо известна, здесь такая: рассматривайте как угодно, только дайте владеть и распоряжаться частной собственностью, имуществом, полученным в наследство и тому подобное. А потом себе разбирайтесь — или вместе регистрировать землю и имущество, или отдельно, да и все равно народу, кто этим занимается, только бы дешево, эффективно и надежно. Но споры в сфере управления по этому поводу не прекращаются и ведутся на грани реального и нереального.

Как специалист, глубоко убежден в том, что реальной, учитывая мировую практику и уже сформированную в Украине систему, является регистрация прав собственности на землю и недвижимость под четким руководством Минюста при использовании технического потенциала Госкомзема. Это не потребует привлечения бюджетных средств, а тем более иностранного капитала. А еще привлечение Минюста к руководству системой регистрации прав сократит время на реализацию такого механизма в жизнь, и, по предварительным расчетам специалистов, времени на это Минюсту необходимо только около полугода (при условии готовности нормативной базы). Минюст уже около 10 лет координирует работу государственных учреждений по вопросам регистрации, имеет не только квалифицированный персонал во всех областях Украины, который способен обслуживать информационные ресурсы, но и многолетний опыт их создания и сопровождения.

А вот передача всех этих функций исключительно Госкомзему выглядит нереальной, хотя никто не отрицает профессионализм его работников в вопросах измерения и планирования земель, что относится к компетенции земельщиков и в других странах мира.

Почти вековой опыт в сфере регистрации недвижимости имеют коммунальные предприятия технической инвентаризации. Например КП «Ровенское областное бюро технической инвентаризации» работает с 1944 года. По своему существу оно является государственным, хотя название менялось в соответствии с требованиями действующего законодательства, с государственного на государственно-коммунальное, а позднее — коммунальное. Цены на работы и услуги, которые предоставляет предприятие, всегда контролировались соответствующими проверяющими органами, а уровень рентабельности четко ограничивался, что не давало возможности получать сверхприбыли. За более чем шестидесятилетнюю историю предприятие работало как в пределах областного центра, так и в наиболее отдаленных селах области. Ныне оно инвентаризует объекты недвижимости, принимает участие в регистрации и приватизации государственного жилья, оформлении документов о праве собственности на распаеванное имущество колхозов, проводит оценку зданий и тому подобное. Нормативно-методическое обеспечение БТИ осуществляет Министерство юстиции Украины и его структуры на местах. Поэтому считаю недопустимым разрушать успешно работающую систему.

Тем временем земельщики грузнут в вопросах регистрации прав на землю и недвижимость, как танки в болоте, и за два года существования закона, который предоставил им право проводить такую регистрацию, не сдвинулись с места ни на шаг. Хотелось бы спросить у Госкомзема — где ныне те собственники земли, которые могут ею свободно распоряжаться, реализуя свои конституционные права? А где граждане со свидетельствами на землю?

Как начальнику областного БТИ и одновременно журналисту, мне часто приходится бывать в селах Ровенской области, а особенно в Демидовском районе, который имеет прекрасные земельные и трудовые ресурсы. И хотя фактически в этом районе полностью завершено распаевание земель, но еще немало осталось владельцев, которые не имеют на руках Государственных актов на землю. А сколько людей так их и не дождались и отошли уже в вечность, не почувствовав себя свободными хозяевами. Теперь их дети и внуки добиваются права унаследовать эту собственность. Оббивают пороги судов и властных институтов месяцами, а то и годами. А тем временем сотни гектаров когда-то обработанной земли густо заросли сорняком, а то и кустарником. А как быть людям, когда их наделы отдалены от дорог, населенных пунктов? Такое случается часто. И кто же будет за десятки километров возводить в этих гуляй- полях новостройки? И сколько лет пойдет на то, чтобы обжить их? Разве есть разрешение таких проблем в Госкомземе?

К сожалению, исправления ситуации Госкомземом не следует ждать. Поскольку все деньги, выделенные ему на создание системы регистрации, уже израсходованы — не хватило тех немалых средств. А больше Мировой банк не выделяет, пока не реализует Госкомзем предыдущие договоренности, за которые уже заплачено.

Поэтому введение на государственном уровне единой системы регистрации прав на землю и недвижимость следует поручить Минюсту. Тогда все стало бы на свои места: Госкомзем обмерял бы и планировал земельные доли, его специалисты заносили бы информацию о земле в базу данных, а государственный регистратор, которому не обязательно быть специалистом в земельных вопросах, а более целесообразно быть юристом, занимался бы регистрацией прав на землю и в то же время на недвижимость, которая на ней находится. И все бы выполняли присущие соответствующей отрасли функции. Как в народе говорят: Богу — Богово, а кесарю — кесарево.

Только, по-видимому, не суждено этому сбыться. Потому что названный закон отдает такие функции вместе с вопросами регистрации прав на землю во всей огромной стране Госкомзему, который и не знает даже, с какой стороны это яблоко теперь укусить, хотя, казалось бы, локоть близко. Так оставаться долго не может — и народ не выдержит, и не очень ярко выглядит перспектива вернуться на уровень каменного века в вопросах регистрации таких особо важных для гражданина прав, как права собственности на недвижимость и землю. Я уверен, как только стихнет шум после выборов, у власти дойдут руки до этой проблемы. Хотелось бы только, чтобы решение было взвешенным и умным и не начинало новых экспериментов над своим народом. Можно надеяться, что будет работать также и у нас так называемый принцип единого окна, который, безусловно, хорошо себя зарекомендовал в развитых европейских странах. Но, по-видимому, далеко не сразу, а через какой-то десяток лет. Потому что к нему еще нужно долго идти и в правовом обеспечении, и в финансовом плане.

Один мудрый человек как-то мне сказал: чтобы сделать что-то хорошее, нужно семь раз отмерять, а отрезать дать другим. Поэтому нам и не нужны ныне «реформы», которые могут создать хаос на рынке регистрации земли и недвижимости.

Михаил ЯКИМОВИЧ, директор КП «Ровенское областное бюро технической инвентаризации», член Национального союза журналистов Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ