Вчера Украина посмотрела на газовый кризис другими глазами, впервые предположив, что может обеспечить не только собственную, но и всей Европы энергетическую безопасность. Советник Президента Украины Владислав Каськив совместно с заместителем министра экономики Польши, депутатом Сейма Павлом Понцилиушем выступил с инициативой создания евро-украинского газотранспортного консорциума.
По словам Владислава Каськива (он является одним из лидеров блока ПОРА–ПРП, который требовал денонсировать газовые соглашения, подписанные 4 января в Москве), создание польско-украинского, а впоследствии евро-украинского консорциума требует пересмотра газовых договоренностей с Россией, а также договоренностей с участием компании «Росукрэнерго». «Евро-украинский газотранспортный консорциум — совместная украинско-польская инициатива, которая позволит Украине гарантировать собственную независимость от российских энергоносителей и обеспечить энергетическую безопасность в Европе, — уверен Каськив. — И при таком подходе Украина не может принимать выдвинутые Россией условия». «Создание евро-украинского газотранспортного консорциума — это революционный подход к решению украинских и европейских энергетических проблем, — сказал Каськив, — мы убеждены, что она породит новую дискуссию в вопросе энергообеспечения Украины и Евросоюза, позволит защитить Украину от экономического и политического давления, а также привлечь дополнительные инвестиции. Создание этого консорциума является важнейшим и наиболее практическим способом европейской интеграции Украины и гарантированной защитой нашей энергетической безопасности».
С Каськивым вполне солидарен г-н Понцилиуш: «То, что произошло с Украиной, и соответственно с Европой в январе 2006 года, было полным шоком и не только для Польши — для всей Европы». По его словам, в свою очередь, неоднозначная ситуация с поставками российского газа в Европу стала причиной поиска альтернативных энергоисточников. Польский замминистра и депутат уверен, что наиболее практичным механизмом такой диверсификации является создание польско-украинского, а впоследствии и евро-украинского газотранспортного консорциума. «Для обеих сторон — Польши и Украины подобный подход — единственная возможность совместной безопасности», — утверждает Понцилиуш и называет еще одной гарантией энергетической безопасности Европы аверс нефтепровода Одесса–Броды, что позволит говорить о дальнейшей достройке нефтепровода. При этом он пояснил, что «задача Польши — найти инвесторов, которые достроят нефтепровод до Гданьска».
Впрочем, на этот счет у Понцилиуша есть не очень понятные нам оговорки. По его словам, «если прозрачность и четкость договоренностей не будет выдержана, Польше будет очень сложно сотрудничать с Украиной по этому вопросу».
Каськив также высказывает определенные предостережения в отношении реальности идеи консорциума. Говоря о том, что инициатива формирования евро- украинского газотранспортного консорциума может иметь несколько направлений развития и требует обсуждения на межгосударственном уровне и консультаций с коммерческими партнерами, он обусловил начало этого проекта наличием «политической воли Украины, а также преобладания национальных интересов над личными выгодами некоторых заинтересованных сторон». Это, как говорится, прозрачный намек в адрес тех, кто тормозит решение газовых вопросов... Что мы услышим в ответ? Предъявят ли стране наконец украинских участников «Росукрэнерго» или опять, как Антимонопольный комитет, прикроются грифом секретности? Но Каськив адресует создание консорциума уже новому парламенту Украины и считает, что этот вопрос станет индикатором того, насколько новая Рада будет готова защищать национальные интересы страны.
Между тем можно предположить, что газовая тема станет одним из главных раздражителей нового парламента. Вчера в Украине узнали о сенсационном заявлении министра нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркменистана Гурбанмурада Атаева. «Туркменская сторона не несет ответственности за поставки своего природного газа в Украину, так как Киев не достиг договоренностей с Россией о транзите туркменского природного газа», — сообщает туркменский министр в ответ на распространенное в печати заявление министра топлива и энергетики Украины Ивана Плачкова о невыполнении Туркменистаном обязательств по поставкам газа. Это объясняет, почему стороны до сих пор так и не приступили к реализации заключенного в декабре прошлого года контракта на поставку в Украину 40 миллиардов кубометров газа. «Туркменская сторона неоднократно в официальном порядке предлагала украинской стороне договориться с российским акционерным обществом «Газпром» о транзите туркменского природного газа через территорию России», — комментирует сложившуюся ситуацию туркменский министр... И здесь опять вопрос к руководству страны, которое неоднократно заявляло о том, что с туркменским газом все в порядке.