Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Новое газовое соглашение

О чем договорились Украина и Россия
23 декабря, 2019 - 18:55

Украина и Россия неожиданно для многих таки согласовали принципиальные позиции нового газового соглашения. Оно будет заключено по европейским правилам и высшим тарифам и на долгосрочной основе — на 5 лет с возможностью пролонгации еще на десятилетие. При этом минимальные объемы транзита будут составлять 65 млрд кубов в 2020 году, и по 40 млрд кубов в течение последующих четырех лет. Украинская делегация таким цифрам радуется.

«Если откровенно, мы сделали почти невозможные вещи. Мы сделали за три месяца анбандлинг, как того требует европейская сторона и наши обязательства, мы договорились об объемах транзита. Мы, что главное, обеспечили стабильность на украинском и европейском рынках», — заявил в субботу на специальном брифинге министр энергетики и защиты окружающей среды Украины Алексей Оржель.

Кроме того, Газпром таки выплатит Нефтегазу почти 3 млрд долларов, которые россияне проиграли в Стокгольмском арбитраже. И не газом или другими активами, а деньгами! И уже до конца этого года. Впрочем, от новых исков на миллиарды долларов Украине придется отказаться. Но в Нефтегазе убеждают: долгосрочный транзитный контракт того стоит.

«Благодаря позиции украинского правительства, Еврокомиссии, международным партнерам так выглядит, что нам удалось, и это большая победа, сделать так, что транзит через территорию Украины сохранится», — заметил исполнительный директор НАК «Нефтегаз Украины» Юрий Витренко.

Но о прямых поставках российского газа на наш рынок пока не идет речь.

«Прямые поставки вспоминаются только как возможность, которую рассмотрят стороны. Причем это не есть — прямые поставки — элементом пакетной договоренности», — успокаивает Алексей Оржель.

Озвученные объемы транзита — в разы меньше возможностей отечественной ГТС, однако позволят сохранить ее рентабельность и конкурентоспособность. И благодаря американским санкциям против российских морских потоков Украина еще сможет побороться за рынок. А уже почти завершенные морские газопроводы Газпрома рискуют превратиться в безнадежные долгострои.

Напомню, на днях США внедрили санкции против компаний, причастных к строительству «Северного потока-2» и «Турецкого потока». Именно благодаря этим газопроводам Москва намеревалась обойти украинскую ГТС. Но теперь на пути стали санкции. Они распространяются на все суда, которые принимают участие в прокладке труб обоих потоков. Среди ограничений — замораживание имущества и активов владельцев судов на территории США, а также аннулирование американских виз для сотрудников подсанкционных компаний.

«Идет речь о компаниях, которые имеют технологии прокладки труб на большой глубине. Таких компаний в мире — всего 5-6. И они будут вынуждены выбирать: или немедленно остановить работу над этими проектами, или продолжать прокладывать трубопроводы и оказаться под санкциями США», — объясняет президент Yorktown Solutions (США) Дениэл ВАЙДИЧ, который в Вашингтоне выступал на стороне Киева.

Для западных компаний подобные ограничения равноценны банкротству. Поэтому между бизнесом с Россией или США они выберут именно американцев, убеждены специалисты. А собственных судов и технологий для прокладки труб на глубоководье Газпром не имеет. Следовательно, завершить потоки самостоятельно россияне не смогут.

«Мы уверены, что когда закон вступит в силу, компании, которые теперь поставляют, предоставляют эти корабли и технологии, выйдут из проекта. У Газпрома нет собственной техники, которая позволит завершить строительство этого газопровода», — констатирует уполномоченный по работы с органами государственной власти НАК «Нефтегаз Украины» Вадим Гламаздин.

Швейцарская компания Allseas уже сообщила, что приостановила участие в строительстве «Северного потока-2» из-за вступления в силу закона об оборонном бюджете США.

Санкции останавливают строительство печально известных потоков практически на финише. Без них трубопроводы могли бы начать работать уже в начале следующего года. И это  навредило бы переговорному процессу о новом транзитном контракте через нашу ГТС. Но при новых условиях Газпром не успеет перевести весь объем транзита на морские трубопроводы, поэтому и был вынужден договариваться с Украиной. Поэтому Киев получил шанс защитить свои национальные интересы.

«Санкции США — это действенный механизм сдерживания агрессии Кремля. И мы очень благодарны нашим американским партнерам. Без обходных трубопроводов Россия физически не сможет обойтись без украинской ГТС. Следовательно, это повысило наши шансы заключить справедливый контракт на транзит газа в ЕС», — объясняет глава Федерации работодателей нефтегазовой отрасли Виталий Щербенко.

Объективно украинская ГТС лучше любых морских потоков! Специалисты убеждают: она все еще остается самым надежным и самым выгодным маршрутом транзита газа в Европу. Поэтому согласно экономической логике отказываться от нее Газпрому нецелесообразно.

Морские потоки значительно проигрывают в надежности наземным системам и вынуждены регулярно останавливаться на профилактику. А наша ГТС настолько универсальная и разветвленная, что способна поставлять транзитом огромные объемы газа непрерывно — даже если одному из трубопроводов понадобится ремонт. Отдельное преимущество — наши подземные хранилища, которые позволяют накапливать газ впрок и поддерживать давление в системе в пиковые моменты.

«Наше большое преимущество — это многоканальность, многомаршрутность. Такой системы не имеет ни одна из стран Европы», — напоминает в.и.о. президента АО «Укртрансгаз» Сергей Алексеенко.

Согласовать все технические моменты и окончательно подписать контракт Газпром, Нефтегаз и новый Оператор ГТС Украины должны уже на этой неделе — до 29 декабря. В таком случае остановки транзита украинской ГТС и новой «газовой войны» удастся избежать.

Алексей САВИЦКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ