Можно с уверенностью утверждать, что экономический рост последних лет был связан именно с раскрытием предпринимательского потенциала нашего народа. Но оранжевая революция убедительно показала, что эти успехи недостаточны для достижения стабильного долговременного роста. Причиной является непоследовательность действий государства в процессах создания условий для развития предпринимательства и, в частности, для мелкого бизнеса.
Речь идет об упрощенной системе налогообложения малого предпринимательства, которая, кроме снижения налогового давления, обеспечила также простоту, вразумительность и прозрачность правил налогообложения и определения налоговой базы и упрощенную процедуру учета и контроля. Но не прошло и 6 лет от издания соответствующего указа, как государство решило, что малый бизнес в Украине стал настолько «мощным», что может платить как все и даже больше. Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» установлено, что плательщики единого налога (то есть представители малого бизнеса) должны с 2004 года выплачивать пенсионный сбор в размере 32% от фонда оплаты труда. И это тогда, когда часть единого налога в размере 42% направляется именно в Пенсионный фонд. Нонсенс! Однако на государственном уровне уже более года никто так и не решил этот суперактуальный для малого предпринимательства вопрос — проблему двойного его налогообложения.
Кстати, Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» фактически были внесены изменения в налоговое законодательство с нарушением правил, потому что не были учтены нормы законодательства относительно упрощенной системы налогообложения и нарушена целостность системы законодательства относительно налогообложения. Вышеупомянутый Закон ухудшает права плательщиков, в том числе и представителей малого бизнеса по сравнению с другими правовыми актами. Пользуясь нормами этого закона, должностные лица управлений Пенсионного фонда на местах отказываются признать принцип правоты плательщиков, который предусмотрен нормами Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами», при неоднозначном толковании прав и обязанностей плательщиков, что имеет место в случае с уплатой страховых взносов плательщиками единого налога — юридическими лицами.
Самым вопиющим фактом является то, что вся страна была вынуждена пользоваться незаконным письмом Пенсионного фонда относительно особого расчета обязательств перед фондом, который не зарегистрирован в Минюсте (и не мог быть зарегистрирован как такой, который противоречит действующему законодательству). Более того, в 2004 году Пенсионный фонд, руководствуясь этим письмом, даже осмелился штрафовать предприятия по результатам проверок, а также и не затрудняя себя проверками, за нарушение законодательства. При этом Пенсионный фонд, как показала практика, контролировал соблюдение порядка начисления и оплаты сбора в соответствии со своим незаконным письмом. В результате в 2004 году под штрафные санкции попали многие предприятия, в том числе и аудиторские фирмы, которые пользуются упрощенной системой налогообложения.
Думаем, чиновники не случайно начали применять санкции именно к профессионалам в сфере налогообложения. Если аудиторы не смогут себя защитить, то можно начинать штрафовать остальных субъектов малого предпринимательства. Как долго мы будем испытывать предпринимательскую инициативу на прочность вместо того, чтобы дать возможность спокойно и надежно работать?
Властям необходимо признать, что неоднозначность законодательства в этом вопросе была создана именно государством, которое в течение года ничего не сделало для исправления своей ошибки. В результате разобраться не могут даже судьи. В такой законодательно неопределенной ситуации властям необходимо признать свою ошибку и не допустить, чтобы за нее «расплачивались» представители малого бизнеса. Все эти вопросы поставлены Советом Союза аудиторов Украины перед Президентом и правительством страны. Потому что бездеятельность в этом вопросе может нанести большой вред малым предприятиям вплоть до их банкротства и пополнения их работниками рядов безработных.
Если мы хотим построить демократическое общество с дальнейшей интеграцией в мировое сообщество, то необходимо в корне изменить роль государства. Оно должно обеспечивать защиту честной конкуренции и отвечать перед гражданским обществом за свои действия или свою бездеятельность. Аудиторская общественность просит ввести мораторий на взыскание основной суммы обязательств и штрафных санкций с субъектов малого предпринимательства относительно сбора на общегосударственное пенсионное страхование в 2004 году. Если этого не сделать, то мы опять создадим ситуацию, когда за действия законодателей отвечает невиновный, а государство теряет доверие своих граждан.