«В чем секрет феноменального коммерческого успеха певицы Lady Gaga? Как получилось, что певица, дебютировавшая в 2008 году, уже в 2011-ом, по данным журнала Forbes, получила беспрецедентный доход в размере свыше 100 миллионов долларов. Ответ на эти вопросы следует искать в новой, инновационной модели бизнеса, предложенной Lady Gaga. Стремительный взлет ее популярности, а, соответственно, и доходов, произошел за счет активного использования технологий сетевых коммуникаций. Lady Gaga называют «королевой скачивания и «звездой YouTube».
Приблизительно такими словами профессор Лондонской школы бизнеса и Lorange Institute of Business в Цюрихе Джейми Андерсон весной далекого 2012 года поразил аудиторию международной конференции руководителей бизнес-школ, которая собралась в Ноттингеме (Великобритания). Ученый, которого Financial Times отнес к топ-25 гуру современного менеджмента, предложил уважаемому обществу поговорить о феномене певицы Lady Gaga как об абсолютно новых возможностях роста и развития, открывающих современному бизнесу сетевые коммуникации.
Пораженная этим докладом, президент ведущей украинской бизнес-школы МИМ-Киев Ирина ТИХОМИРОВА, которая была участником этой встречи в Ноттингеме, написала авторскую колонку на деловом портале «Лига Бизнес Информ» — «Зарабатывать, как Lady Gaga. Как соцсети изменили бизнес-среду» (текст доступен на официальном сайте МИМ-Киев).
А уже в этом году профессор Джейми Андерсон приехал по приглашению МИМ-Киев в Украину со своей кейноут-сессией для наших бизнесменов и менеджеров. Анонсированная тема доклада всемирно признанного гуру в сфере стратегии, инноваций и креативности звучала так: «Диджитал Lady Gaga». Хотя за час общения Джейми Андерсон имя Lady Gaga вспомнил только раз, и то, когда перечислял «объекты» своих исследований, которые он изложил в своей книге.
Зато в довольно простой и легкой форме профессор предложил бизнес-аудитории узнать об инновациях.
Сама «инновация», по словам Андерсона, — это «легкое дело». «Значительно сложнее то, что предшествует инновации», — заметил в начале встречи профессор. И, собственно, вторая часть его доклада была построена именно на рассказе об этом «сложном деле» — креативности.
Первую же часть лекции Андерсон начал с истории о четырех тысячах лет «инноваций» в сфере бритья. Профессор изложил ее на примере всемирно известного производителя станков для бритья «Джилет»: благодаря чему и как они вытеснили из рынка производителей старых бритв, какой продукт был вершиной их «изобретателей» и как они и его впоследствии усовершенствовали. «А что бы вы сделали, если бы конкурировали c Джилет? Что нужно сделать, чтобы преодолеть популярность их продукции?» — спросил у МИМ-овцев Андерсон.
«Я хочу, чтобы лезвия стали гибкими», «А можно вставить в станок — МР3-плейер», «...Или же мобильный телефон», «А еще ... GPS»., — посыпался «креатив» из зала.
«Все это интересно, но мне представляется, что мы словно та пробка в бутылке — застряли. Я бы хотел, чтобы мы попробовали мыслить, выходя за пределы этой коробки, которая называется «лицом», — отреагировал Джейми Андерсон. — Ведь у людей волосы растут по всему телу».
Профессор продемонстрировал новый продукт другой компании, которым можно брить все тело, и спросил: «А как вы думаете, что мог сделать Джилет, чтобы победить «это»?»
«Хотите увидеть? Дело в том, что эти ребята, когда делают какие-то инновации, посылают их мне, чтобы я их оценил. Так вот три месяца назад я получил целый пакет от Джилет. Хотите увидеть? Это,.. — держа в руке суперновый агрегат, сказал Андерсон. — Настоящий «крайслер» для тела от Джилет: там не только лезвия, там есть все».
«Все ли это, что я рассказывал, является инновацией?» — спросил у зала после демонстрации всей линейки станков и лезвий, которую привез с собой в Киев, профессор Андерсон. Лишь несколько человек согласилось, что «да». Остальные — назвали историю, которую рассказал Андерсон, «эволюцией продукта». И были правы. Профессор отметил: есть принципиальная разница между инновациями, которые совершенствуют что-то, то есть работают на «эволюцию» продукта, и стратегическими инновациями, которые фактически создают новый рынок.
И собственно, по словам профессора Андерсона, процесс создания инноваций, которому учат в бизнес-школах является очень простым, «понятным даже мартышке»... Стратегические инновации это: «новое кто?», «новое что?», «новое каким образом?» и «новое куда?». В ответах на эти четыре вопроса, собственно, и кроется все, что нужно знать о процессе создания инновации.
Но для того, чтобы создать действительно новый продукт, вам нужно не это, а креативность, говорит профессор Андерсон. «Если вы можете быть творческим человеком, то вы можете делать и инновации», — говорит он.
И вторые 30 минут гуру креативности учил бизнесменов творчеству и ...думать.
«Не нужно тратить время на то, почему это нельзя сделать, а лучше используйте свое время на то, чтобы подумать, как это сделать», — посоветовал Андерсон.
А закончил встречу лектор советом в лучших традициях голливудских «шоуменов». Оказывается, чтобы быть автором инновации (тире успешным бизнесменом), подумайте, что вы хотите сделать, выдумайте, как вы это сделаете, а для того, чтобы у вас хватило на это креатива, вам нужны два вещества дофимин и окситоцин, которые психологи называют гормонами чувств и эмоций. «Достать» эти гормоны несложно: спорт, шоколад, секс и ...обнимать семь человек ежедневно.