Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О парадоксах войны с пиратством в Украине

Наши законы по защите прав интеллектуальной собственности одни из самых совершенных в мире. «День» выяснял, почему они не работают
13 июня, 2013 - 14:06
В РАМКАХ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ КАМПАНИИ «ДНИ БОРЬБЫ С ПОДДЕЛКАМИ И ПИРАТСТВОМ В УКРАИНЕ» ВЧЕРА ПОД СТЕНАМИ КИЕВСКОЙ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ СОСТОЯЛСЯ МАСТЕР-КЛАСС ПО РИСОВАНИЮ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАКАТА. НА АКЦИЮ ПРИШЛИ КАК АНТИПИРАТЫ, ТАК И ПИРАТЫ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Закончив юрфак Киево-Могилянской академии, Мария Ортынская решила стать патентным поверенным Украины. Для этого ей пришлось преодолеть нелегкий путь. Получив в Государственном институте интеллектуальной собственности профессию специалиста в этой сфере, она проходит там курс подготовки патентных поверенных. Но ей и этого мало. Поэтому учится на курсе «Интеллектуальная собственность» Академии Всемирной организации интеллектуальной собственности, а затем еще и на курсе «Авторское право и смежные права» в той же академии. С этой молодой, но солидно обремененной членством во многих почтенных международных организациях женщиной «День» вчера встретился у стен Киевской госгорадминистрации. Там в рамках просветительской компании «Дни борьбы с подделками и пиратством в Украине» проходил «мастер-класс» по рисованию плакатов против пиратства.

ПАРАДОКС 1: ИНТЕРЕС

— Украину обвиняют в интеллектуальном пиратстве и даже ставят по его уровню на первое место в мире. Неужели власть не способна принять действенные меры?

— Борьба с пиратством в Украине похожа на борьбу с курением. Тем, что и там, и там нет эффекта. Не действуют на нас предупреждения о вреде нашему здоровью. Поэтому нечего и надеяться, что произведут впечатление призывы не брать то, что плохо лежит. И в данном случае, на мой взгляд, не нужно обвинять только власть. В первую очередь, пора уже меняться каждому из нас. Все мы знаем, что воровать нельзя, но считаем, что речь идет только о деньгах или каких-то вещах, к которым интеллектуальная собственность, как многим кажется, не относится. В Украине вообще, к сожалению, отсутствует культура интеллектуальной собственности. Даже ее творцы довольно часто не хотят заниматься защитой своих прав, а следовательно — их нередко теряют. Тем более, этим не могут похвастаться пользователи. Их вовсе не волнует, что скачивание фильма или использование в рекламе чужих изображений является нарушением прав граждан, которые являются их владельцами. Парадокс, но некоторые авторы даже радуются таким нарушениям. По их мнению, это означает, что, по крайней мере, кто-то их признает и ценит.

Полностью преодолеть пиратство в нашей стране невозможно, это — утопия. А вот снижать его уровень необходимо год за годом, шаг за шагом. И не только для того, чтобы защитить интересы владельцев. Не менее важно защищать и интересы общества, ведь пиратство, которое становится привычкой многих людей, формирует, а вернее — деформирует мораль сообщества. Поэтому нужно вести настойчивую просветительскую работу, и не только среди потенциальных нарушителей, но и среди авторов, чьи права могут нарушаться.

Но одним просветительством делу не поможешь. Очень важно кардинально изменить подход государства. Например, к ценообразованию компьютерных программ. Сегодня операционная система стоит, как минимальная зарплата, стандартный офисный пакет — как среднемесячная, графический редактор — как несколько средних зарплат. И далеко не каждый украинец может себе позволить такую роскошь. Кстати, во многих странах выход был найден. В Евросоюзе, Японии, Китае в государственном и образовательных секторах используют так называемое свободное программное обеспечение, которое в большинстве случаев бесплатное для пользователя. В Украине соответствующий законопроект был подан десять лет назад, однако народные депутаты до него до сих пор не дошли...

ПАРАДОКС 2: ПИРАТ ИЛИ РЕЙДЕР?

— Чем отличается пиратство от так называемого интеллектуального рейдерства? Слово «интеллектуальное» хотя бы в морально-этическом понимании якобы дает право на меньшее осуждение? Так ли это?

— Термин «пиратство» применяются в контексте авторского права и смежных прав. Он осуждает действия, связанные с опубликованием, воспроизведением, ввозом и вывозом из таможенной территории Украины, распространением контрафактных произведений. В отличие от него, термин «интеллектуальное рейдерство» на законодательном уровне не закреплен и, как правило, употребляется в случае воровства прав интеллектуальной собственности.

Как классический случай такого рейдерства можно рассматривать, например, регистрацию торговой марки компании конкурентами или патентными троллями. В такую ловушку интеллектуального рейдера могут попасть как небольшие или молодые компании, так и крупные корпорации. Так, известный американский интернет-аукцион ebay не успел зарегистрировать в Украине свою торговую марку, и об этом позаботился более ловкий украинец. К счастью, компании удалось вернуть свои права. Часто происходят случаи интеллектуального рейдерства в сфере промышленных образцов и полезных моделей. Патенты на соответствующие объекты выдаются без проведения экспертизы, по сути, под ответственность заявителя. Однако некоторые, не лишенные затейливости «изобретатели», забывают или не думают о возможной ответственности и патентуют даже давно известные решения или даже обычные бытовые вещи. В конце прошлого года патент выдали на внешний вид вешалки. Но его владелец этим не ограничился и даже внес этот документ в таможенный реестр объектов права интеллектуальной собственности, что позволило ему на определенное время заблокировать импорт соответствующих изделий. И такие случаи не одиночны. В апреле этого года ловкие львовяне получили патенты на внешний вид энергосберегающей лампы...

Если пиратство всегда является нарушением прав, то интеллектуальное рейдерство фактически означает незаконный перехват тех или иных прав. Как следствие, реальному владельцу нужно доказывать, что ему действительно принадлежат или должны принадлежать права интеллектуальной собственности.

— Нужна ли и возможна ли защита интеллектуальной собственности в соцсетях? Одно дело музыка, песни, литературные произведения. А когда, скажем, кто-то рассказывает там о своем коте, а затем это животное с соответствующими, не всегда этичными надписями появляется на футболках. Кого тут защищать? Но стоит ли из-за явной или мнимой угрозы преследований покидать страну?

— Вопрос защиты прав интеллектуальной собственности в сети интернет стоит очень остро, в частности, и в соцсетях. Но сделать это очень непросто. И об этом наши соотечественники, видимо, догадываются. И потому даже попыток таких не делают. И такое отношение к проблеме не только у нас, но и в мире. Поэтому зарубежная статистика нарушений прав в соцсетях достаточно бедна на цифры. Но мы все же начали получать обращения о защите в соцсетях, но можно сказать, что это только первые ласточки. Бум нарушений будет через несколько лет после нынешнего бума рекламы корпоративного сектора в социальных сетях.

— Что нужно сделать в Украине, чтобы реально защитить авторское право? И почему у нас сейчас в основном речь идет только о защите тех или иных художественных произведений и компьютерных программных разработок, особенно иностранных, и ничего не слышно о защите технических достижений Украины? В последней сфере все настолько в порядке или просто нечего защищать?

— К сожалению, в нашей стране далеко не все знают, что позволяет эффективно защищать свои творческие права. Напомню, следует заботиться о доказательствах своего авторства и вовремя регистрировать торговую марку, промышленный образец, изобретение и тому подобное. Только правильная охрана прав интеллектуальной собственности даст возможность защитить их от посягательств в будущем. Действительно, свои права у нас защищают преимущественно иностранные компании. На Западе есть понимание формулы «интеллектуальная собственность = деньги». Там определяют стоимость и рейтингуют торговые марки. И кого удивит, что сегодня, по данным одного из рейтингов, самыми дорогими торговыми марками являются Apple, IBM и Google. По итогам 2012 года, они, соответственно, стоят $182,9 млрд, $115,9 млрд и $107,8 млрд. Интересно, что ТОП-10 самых дорогих торговых марок закрывает китайская компания с торговой маркой China Mobile.

В технической сфере есть немало разработок. Многие из них имеют практическое применение и коммерческую ценность. Однако есть и другие изобретения. Их, к сожалению, патентуют исключительно для будущего злоупотребления правами интеллектуальной собственности.

В Украине за нарушение прав интеллектуальной собственности предусмотрена как гражданская, так и административная ответственность. Есть даже случаи привлечения к уголовной ответственности. Главное — не закрывать глаза на случаи нарушений и обращаться за защитой своих прав в соответствующие органы.

ПАРАДОКС 3: ЗАКОН

— Чем отличается организация защиты авторских прав за рубежом от соответствующей правовой системы и правоприменения в Украине?

— Основным международным документом, призванным защищать авторские права, в Украине, как и в большинстве стран мира, является Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Другие национальные законы базируются именно на этом основополагающем документе. Так же и с промышленной собственностью, торговыми марками, промышленными образцами, изобретениями, полезными моделями. Здесь действует Парижская конвенция по охране промышленной собственности. То есть можно сказать, что в Украине, как и в большинстве стран мира, действуют одни и те же основополагающие принципы защиты. И это понятно, потому что нарушение прав интеллектуальной собственности есть во всем мире. Недавно я, например, была в командировке в Объединенных Арабских Эмиратах, и, хоть эта страна известна своим довольно жестким законодательством, на дубайском рынке меня буквально атаковали прилипалы-продавцы, предлагая сумки «Луи Витон» и часы «Ролекс». Как догадываетесь, это были подделки элитных производителей.

Наши противопиратские законы одни из самых совершенных в мире. Но почему они не работают? Я считаю и могу повторять это неоднократно, что это происходит из-за низкого уровня культуры и уважения к интеллектуальной собственности. Еще несколько лет назад в судах было чрезвычайно трудно вести иски такой направленности, ведь судьи не всегда понимали, что интеллектуальная собственность, как и собственность в прямом смысле, охраняется законом. Но ситуация меняется. Можно отметить, что в Украине теперь подается немало исков, многих нарушителей привлекают к ответственности. Я бы сказала, что все тут в наших руках. И здесь, на мой взгляд, не стоит говорить о несовершенстве законодательства, равняться на западные образцы. Каждому нужно начинать с самого себя...

— Вы, наверное, поддерживаете создание в Украине патентного суда. Но не станет ли он таким же, как и другие наши суды, к которым полностью утрачено доверие? Что можно и нужно сделать, чтобы этого не произошло?

— В целом идея патентного суда и специализированной судебной инстанции, которая будет рассматривать споры относительно нарушения прав интеллектуальной собственности качественно и в короткие сроки, является чрезвычайно важной. Надеемся, что такой суд не потеряет доверие граждан. По-моему, это возможно, ведь и сегодня существует патентное ведомство, к которому, в отличие от многих других государственных органов, не утрачено доверие общественности. Думаю, что для этого нужны, прежде всего, соответствующие правила, по которым будет осуществляться рассмотрение дел. И главное — при их разработке следует предусмотреть короткие сроки рассмотрения дел, потому что внедрение в прошлом так называемых декларационных патентов приумножило число недобросовестных заявителей, которые стремятся запатентовать так сказать «старые калоши», чтоб иметь возможность шантажировать отечественных производителей, а также импортеров. Разумеется, такие патенты и сейчас достаточно легко признать недействительными. Но делается это небыстро. В связи с этим некоторые компании, чтобы оградить себя от блокирования, выкупают права на такие патенты, считая, что «время    — это деньги», а потому покупают себе то время, которое бы потратили на иски против недобросовестных владельцев патентов.

— Как правило, руководство крупных и средних компаний хорошо осведомлено обо всем, что делается у конкурентов и, в первую очередь, о планах развития и стремлениях построить конкурентные преимущества. Можно ли считать законным видом деятельности в нашей стране конкурентную разведку?

— Стремление знать своих конкурентов и их планы является закономерным и определяющим в бизнесе. Конкурентная разведка, пока она осуществляется в рамках закона, не является негативным явлением. Кстати, немало компаний осуществляют мониторинг интеллектуальной собственности конкурентов для построения своей конкурентной стратегии. Сотни компаний ежемесячно получают информацию о патентах, выданных конкурентом, о стратегии их защиты (каким типом патента защищается, на какие рынки планируют выходить, скажем, Украина, Россия, Германия, США, об изобретателях, об объеме охраны, тенденциях в соответствующей отрасли). Раньше к патентному мониторингу и мониторингу торговых марок прибегали только иностранные корпорации, теперь необходимость этого поняли и украинские бизнесмены.

— Что можно посоветовать людям, которые стремятся стать интеллектуальными владельцами или имеют инновационные проекты и не хотят, чтобы их кто-то перехватил?

— Свою интеллектуальную собственность нужно ценить и, несмотря на критику и даже непризнание общественностью изобретения, охранять свои права на него. Следует взять на вооружение лозунг — «все начинается с идеи», и каждую идею нужно вынашивать. Важно не просто зарегистрировать торговую марку, а провести комплекс мероприятий по интеллектуальной безопасности компании, начиная с анализа возможных нарушений прав третьих лиц, до выявления всех объектов, нуждающихся в охране. И здесь следует понимать, что каждая деталь имеет значение. Например, известный производитель автомобильных шин Misсelin зарегистрировал в Украине торговую марку, но не успел зарегистрировать еще и соответствующие домены. И только поэтому понес существенные убытки в конкуренции. Чтобы наверстать упущенное, пришлось потратить годы.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ