Сегодня в столице, похоже, не до бюджета. Но любые революции рано или поздно должны заканчиваться, если у них нет цели превратить страну в еще одно Сомали. Так что о бюджете, хочешь не хочешь, — думать надо. И, желательно, безотлагательно. Еще 10 сентября лидер фракции Партии регионов в парламенте Александр Ефремов с уверенностью говорил о том, что правительство Украины вовремя внесет проект бюджета-2014 на рассмотрение Верховной Рады. «Согласно закону, предварительный вариант бюджета Кабмином должен быть подан до 15 сентября. Тогда должны быть готовы основные параметры бюджета. Мы надеемся, что правительство выполнит работу...».
Прошло ровно три месяца, а бюджет в парламент все еще не представлен. В прошлую субботу мантру о «скором» бюджете был вынужден повторить министр доходов и сборов Александр Клименко. По его словам, правительство намерено в скором времени направить государственный бюджет на 2014 год в Верховную Раду на утверждение. Во время телемарафона на одном из телеканалов он сказал: «Мы сегодня нарабатываем те варианты, чтобы четко понимать картину 2014 года и те риски, которые могут возникнуть. И сегодня мы уже видим, как их можно избежать».
Как рассказал министр, его ведомство уже подало в Минфин все расчеты по налоговым и таможенным вопросам. В связи с этим Клименко выразил уверенность, что бюджет Украины на 2014 год будет принят. «Я считаю, что правительство четко сформулирует риски и в очень сжатые сроки отправит бюджет в Верховную Раду. И, я надеюсь, что он будет принят», — сказал Клименко. Он также подчеркнул, что его ведомство обеспечивает стабильную работу в государстве.
«Все таможенные пункты пропуска работают, сервисные центры обслуживания налогоплательщиков работают. Они предоставляют административные услуги, предоставляют консультации», — сказал он, и добавил, что государственный бюджет сегодня имеет стабильные поступления. При этом он осудил призывы отдельных митингующих отказаться от уплаты налогов, назвал их бессмысленными и способными обострить нынешнюю ситуацию. Министр выразил благодарность тем гражданам Украины, которые выполняют свой гражданский долг и платят налоги.
Но достаточно ли планируемых налоговых поступлений для того, чтобы своевременно сверстать и затем выполнить бюджет? Похоже, задержка с его разработкой вызвана именно тем, что социальные и другие его расходы не покрываются доходной частью. Как говорится, дебет с кредитом не сходятся. Недавно первый вице-премьер Сергей Арбузов заявил, что только для поддержки платежного баланса Украине необходимо привлечь не меньше $10 миллиардов. Чиновник считает, что потребность в таком финансировании возникла в связи с резким падением экспорта в Россию, ухудшением ситуации на других товарных рынках и закрытием внешних рынков заимствований для Украины. По его словам, отсутствие такого объема финансовой помощи могло бы привести к дефолту страны.
Между тем, оппозиция также обеспокоена отсутствием бюджета. Об этом, в частности, говорится в пресс-релизе, подготовленном пресс-службами Ассоциации украинских банков и заместителя главы парламентского комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Степана Кубива. «Но все понимают, — отмечают авторы этого документа, — что финансово-банковский сектор является чрезвычайно важным для каждого гражданина, и его не стоит упускать из внимания». Народный депутат просит правительственных чиновников «не пугать воробьев пугалами, которые когда-то на огороде ставили» и предлагает обратиться к статистике, которая отвечает «реальному рынку». Бюджеты прошлого и позапрошлого года он называет несбалансированными, бюджетами проедания и отсутствия инвестиций и инноваций.
Кубив просит слушающих его журналистов не политизировать то, что он говорит: «Не будем пугать людей. Профессиональный человек, как вы, прочитает правильно, а непрофессиональный не должен испугаться». «Если взять любой регион, — продолжает заместитель главы комитета, перейдя к исполнению бюджета за 2013 год, и говорит о родном Львове, — если фонды регионального и социального развития составляют 300 миллионов, то в этом году было оплачено 52 миллиона, а за декабрь, может быть, оплатят, проведут через казначейство еще 10 миллионов, то разница, условно, составит 240 миллионов. А на 2 января, когда начинается новый баланс, будет ноль».
Депутат раскрывает механизм бюджетных непроплат регионам: «Создан единый счет казначейства, субсчета по регионам, все платежки, собранные вроде бы для проплат, зависают на уровне Киева — нет доходной части, нет и расходной».
«Если, например, — продолжает Кубив, — в Донецке счета составляли 300 миллионов, то платили немногим больше 10%, то есть где-то 30 миллионов с «копейками». В результате мы видим тенденцию. По-другому и быть не могло, потому что с единого казначейского счета (финансируется. — Авт.) пенсионный фонд».
Эту модель, — по мнению народного депутата, — нужно менять. Но не будет ли тогда еще большего «проедания», если регионы будут получать практически не заработанные деньги?
Депутат советует правительству и Нацбанку создать профессиональную группу и разработать два плана: «План и стратегию развития на сегодня, сказать правду людям, что она будет такая-то и с такого-то периода будет действительно «покращення»: раз, два, три. Это сделали страны Прибалтики, это сделала Польша». «А второе, — продолжает Кубив, — нужно разработать аварийный план. Сегодня Украина находится в аварийном плане по балансам. Объясняю: остаток валютных резервов — $19 миллиардов, долги на следующий год с процентами — $8 миллиардов. Но золото упало в цене... и на конец года его переоценка (ее будут прятать) — $400 со знаком минус на каждой унции»...
Свою мысль об аварийном плане депутат не довел до конца и перешел к похвале Нацбанка, который «за последние полгода услышал, понял и начал менять». «Но когда есть система, механизм абсолютно ничего не даст, — утверждает Кубив, — и мы людям на сегодня абсолютно ничего не предлагаем. Смотрим стратегически: бюджетная политика в мае не утверждена, и ничего не делалось. 15 сентября в парламент был подан бюджет — один листочек, который никто не видел, а потом забрали на доработку. На сегодня мы не можем предложить показатели бюджета на следующий год, потому что нет базовых принципов и реального баланса, прогнозированного на конец года».
Кубив призывает бороться с паникой на финансовом рынке, но тут же дает прогноз по доллару: «Правительство при нынешней ситуации может отпустить доллар до 8,40, и на это есть оправдание, потому что в бюджете предусмотрен такой параметр. И чем быстрее они представят бюджет в парламент, в макропоказателях, где будет зафиксирован коридор, тем легче можно будет сделать спокойствие...».
В этом с народным депутатом, конечно, можно согласиться. Но говорит ли он что-то новое? Не ломится ли в открытую дверь? Напомним, совсем недавно директор департамента долговой и международной финансовой политики Минфина Галина Пахачук заявила, что это (8,5) пессиместический прогноз (курса гривны на 2014 год. — Авт.), который отнюдь не означает, что такой курс действительно будет. По словам Пахачук, правительство традиционно использует такой подход при расчете госбюджета, чтобы убедить инвесторов в безопасности приобретения государственных ценных бумаг. «В бюджете следующего года мы закладываем определенный резерв для того, чтобы инвестор, который покупает наши обязательства, был полностью уверен, что страна понимает, что она делает, если курс меняется. Поэтому эти показатели не означают, что завтра курс должен стать таким. Средний по году он может быть в одну или другую сторону. При этом мы заложили все ассигнования, которые покроют все обязательства, вытекающие из заимствований», — отметила Пахачук, и уточнила, что на первую половину года курс будет заложен на уровне 8,3—8,4 грн/долл.
Как бы там ни было, разговор о бюджете сегодня представляется более чем полезным, поскольку возвращает к трезвому размышлению о ближайшем будущем страны, которое, еще и при отсутствии бюджета, выглядит более чем туманным. И «День» спросил у Кубива, а что будет, если правительство внесет, наконец, проект госбюджета-2014 в неработающий, заблокированный парламент? Документ кто-то будет рассматривать? Депутат не стал говорить о парламенте, но заверил, что как только этот законопроект попадет в Верховную Раду, комитет, в котором он работает, им займется...
КСТАТИ
В минувшее воскресенье министр доходов и сборов Александр Клименко сообщил: «Что касаемо МВФ, то наши позиции по тарифной политике, по бюджетной политике, по монетарной политике значительно сблизились. И сегодня поступил сигнал, положительный, от МВФ, и мы готовы заканчивать переговоры и получать кредиты». Уточняя, он сказал: «Это конкретно касается нашей тарифной политики, и тот механизм, о котором мы говорим — не поднимать тарифы, мы находимся в стадии переговоров, и нас сегодня слышат». Клименко отметил позитивный ход переговоров, добавив, что «реальные шаги движения будут видны в течение недели-двух, мы сможем отмечать реальный прогресс».
Время мыслить трезво!
Богдан ДАНИЛИШИН, экс-министр экономики:
«Вообще-то нужно исходить из того, к чему, в конце концов, стремятся те, кто блокирует государственные учреждения? Первое — к полной смене власти. Второе — требование заключения соглашения об Ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом. Третье — отставка Кабинета Министров. Но, если речь идет об эволюционной смене власти, то Нацбанк, Государственное казначейство, Пенсионный Фонд, Министерство доходов и сборов, Министерство финансов блокировать нельзя. Все-таки, страна должна жить. После «паралича» финансово-денежной составляющей, на ее восстановление потребуется значительное время — новому ли, старому ли Правительству.