Нельзя спешить с принятием решений в земельном вопросе, потому что до сих пор не определена цель и конкретные, прозрачные механизмы последующего развития земельной реформы и аграрного сектора страны. А ввиду существующей системы государственного управления (с ее тотальной коррупцией, безответственностью и безнаказанностью) эффективное внедрение рынка сельскохозяйственных земель просто невозможно. Его появлению должно предшествовать создание цифрового картографирования, инвентаризация, сертификация всех земель, их владельцев, арендаторов и проведение грунтового, экологического и ландшафтного исследования, чтобы определить реальное состояние земельного «запаса» страны. Без таких данных говорить о создании полноценного рынка земли просто смешно... В настоящий момент власть определяется, каким должен быть механизм свободного рынка земли. Но последний вариант законопроекта «О рынке земли», разработанный Держземагентством, у меня вызывает несколько замечаний.
В частности, в статье 12 «Ограничения относительно приобретения в собственность земель сельскохозяйственного назначения» отмечается, что эти земельные участки могут приобретать лишь граждане Украины (п.1), которые имеют сельскохозяйственное образование или занимаются ведением товарного сельскохозяйственного производства, и государство в лице государственного специализированного учреждения или территориальные общества в лице соответствующих органов местного самоуправления. В то же время иностранные лица лишаются этого права. Неурегулированным же остается вопрос, как быть с землями, которые иностранные лица и лица, не отмеченные в части первой этой статьи, приобрели до принятия такого закона. И это очень важно, ведь, несмотря на действие моратория, по данным экспертов, в Украине уже присвоено по разным схемам более пяти миллионов гектаров плодородных угодий, в том числе компаниями с иностранным капиталом. В настоящее время (до принятия такого закона), наверное, ускоренными темпами становятся владельцами иностранцы.
Идем дальше. Статьей 15 данного закона предусмотрена продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной или коммунальной собственности с рассрочкой платежа до пяти лет. В этой же статье такое право закреплено за молодыми специалистами (имеют сельскохозяйственное образование и хотят на ней вести производство, создавать личные селянские и фермерские хозяйства) и всеми гражданами Украины (покупают для облесения, залужения или создания объектов природно-заповедного фонда). При этом участки для облесения, залужения или создания объектов природно-заповедного фонда изымаются из состава земель — «для ведения товарного сельскохозяйственного производства», и никакие ограничения, будто бы установленные, при таких «аферах» не будут действовать. Поэтому сомнительным является то, что такая статья приведет к «расцвету» селянства. Еще одно: где взять молодым семьям деньги на приобретение земли, а также — на технику, скот, удобрения? Под какой процент?.. И как за пять лет все это окупить?.. Конечно, я не имею в виду тех образованных юнцов, родители которых не декларируют состояния...
Интересна и статья 17, которой устанавливаются ограничения относительно максимально предельных площадей земельных участков сельскохозяйственного назначения в одни руки. Так, для Полесья — это 1500 гектаров, лесостепи — 1750 гектаров, степи, степи засушливой и сухой степи — 2100 гектаров, для Карпатской горной области — 900 гектаров, а Крымской — 1100 гектаров. Поэтому, если один человек сконцентрирует в этих областях по одной такой разрешенной «земельной порции», то это не так и мало.
И, наконец, в последнем варианте законопроекта появилась глава 8 «Другие правовые формы обращения земель». Согласно ей, граждане, юридические лица и общества могут получать земельные участки на основании мены, ренты, дарения, наследования и других гражданско-правовых соглашений. Все эти правовые формы обращения земель отнесены к «другим», которые не упоминались в предыдущих главах, а значит, это очень похоже на законодательную лазейку для нечестных игроков.
По моему мнению, все эти и другие моменты нужно устранить и параллельно принять комплексную национальную регуляторную политику относительно земли и ее природных ресурсов. Такая политика должна внедрить механизмы получения сбалансированных прибылей (доходов), которые будут разграничивать интересы и базироваться на новой рентной основе. При этом необходимо провести фундаментальную реформу существующих государственных институций, которые имеют отношение к вопросам земли и ее природных ресурсов, внедрив соответствующие геоинформационные, в том числе — кадастровые, регистрационные и другие современные электронные системы, а также немедленно начать и провести широкомасштабные работы по комплексному землеустройству и землеустройству на национальном, региональных и местных уровнях, в разрезе каждого разгосударствленного и реформированного хозяйства по специальным заданиям. В процессе которого также урегулировать правоотношения, размежевать государственную и коммунальную собственность и провести консолидацию разделенных на паи земель.
Проводя земельные реформы, нужно разрабатывать такие законодательные нормы, которые бы отвечали национальным интересам, гармонизировали украинское законодательство с законами Европейского Союза и передовых стран мира, а не просто создавать рынок земли...
Параллельно следует усилить требования о признании недействительными договоров и внедрить криминальную ответственность за нарушение законодательства за отчуждение земли во время действия моратория. Думаю, следует конфисковывать невостребованные паи, нелегально отчужденные, необоснованно измененные или те, которые используются не по целевому назначению, независимо от того, кто ими фактически владеет, пользуется или распоряжается. Сбалансирование интересов также требует исключения из всех законодательных и нормативно-правовых актов Украины всех норм, опираясь на которые юридические лица смогут официально или посредством определенной теневой или полулегальной схемы купить сельскохозяйственные земли. Следует упразднить и нормы о праве на субаренду, эмфитевзиса, продажи и залога прав на аренду земли и другие непрозрачные основания, особенно относительно земельных паев (участков), которые были безвозмездно переданы в собственность селянам в процессе их разгосударствления и приватизации.
И только после решения всех этих вопросов нужно открывать прозрачные рыночные земельные отношения, а не просто рынок земли в предлагаемой интерпретации.