Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О взрывоопасных «слухах» и их последствиях

НБУ обещает до конца года решить судьбу одного из крупнейших системных банков страны
15 декабря, 2016 - 10:22

На днях по украинскому медиапространству разошлась очередная волна паники касательно приватизации Приватбанка. Спровоцировала ее глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева, которая на своем брифинге заявила, что уже до конца этого года НБУ решит судьбу Приватбанка: если банк выполнил требования регулятора относительно докапитализации — все в порядке, если нет — грядут перемены, вплоть до возможной национализации — с согласия акционеров или даже без него.

ЧТО ТАКОЕ ПРИВАТБАНК ДЛЯ УКРАИНЫ?

Приватбанк (основанный в 1992 г.) — самый крупный по размеру активов банк в Украине, который отнесен к перечню системно важных для экономики. Банк занимает первое место по количеству розничных отделений, имеет в своем распоряжении сеть из 20 тысяч банкоматов и терминалов и занимает 58,7% рынка POS-терминалов. Приватбанк одним из первых начал развитие как IT-банкинг, выстроил инфраструктуру карточного бизнеса (54,2% активных платежных карт в Украине эмитированы Приватбанком) и систему безналичных розничных платежей и за счет этого получил львиную долю в обслуживании транзакций малого бизнеса. С помощью агрессивной маркетинговой кампании Приватбанк за пять лет увеличил охват рынка розничных депозитов с 15% до 24%, а после краха конкурентов его часть выросла до 36%.

Основные акционеры Приватбанка — Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов. Они же контролируют большую промышленную, финансовую и медиа-империю, которую неофициально называют «группой Приват». Наибольшим акционером Приватбанка является Игорь Коломойский, который владеет частью около 50% акций. До Революции Достоинства похвастаться личным знакомством с Игорем Коломойским могли избранные бизнесмены и политики. Но с весны 2014 года олигарх стал публичным, возглавил Днепропетровскую область. В статусе губернатора он запомнился тем, что смог подавить сепаратистские настроения в регионе, организовал финансирование армии и добровольческих батальонов. А еще — жестким конфликтом при попытке сменить менеджмент компании «Укрнафта», где группе «Приват» принадлежат 43%, а государству — 50% + 1 акция — после которого Коломойский ушел с должности главы Днепропетровской ОГА. Покинув должность в 2015 году, Коломойский избегает критических оценок власти.

О СУТИ ПРОБЛЕМЫ И ВАРИАНТАХ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Проблема Приватбанка привычна для всего банковского рынка Украины — проблемная кредиторская задолженность. Простыми словами — если эти кредиты не будут возвращены, то банк, возможно, не сможет  выполнить свои обязательства перед вкладчиками. Последствия этой ситуации, учитывая позиции, которые занимает Приватбанк на рынке (272 млрд грн, более 20% всей банковской системы), для всей финансовой системы будут страшными. И тут параллельно — привет Антимонопольному комитету и НБУ, которые допустили возникновение банкового монополиста.

Эксперты предлагают следующие варианты решения проблемы (мы сгруппировали их в три группы):

1. Акционеры докапитализируют банк, постепенно снизят часть кредитов связанным лицам до предельно допустимого уровня (25% регулятивного капитала), и заставят основных заемщиков банка внести реальные залоги под выданные им кредиты.

2. Банк национализируют (это возможно как при добровольном согласии акционеров, так и без него).

3. Банк объявят неплатежеспособным и ликвидируют. В силу величины банка и его роли для экономики и финансовой системы этот сценарий наименее вероятен.

В конце октября этого года глава НБУ Валерия Гонтарева в интервью «Громадському», комментируя ситуацию вокруг Приватбанка, констатировала, что «системность этого банка никогда не позволит Национальному банку отправить этот банк в Фонд гарантирования».

«Если он не выполнит программу докапитализации, то, понятно, он может быть национализирован. Но будем надеяться, что он ее выполнит, потому что у нас на программу рекапитализации предоставлено три года. И на сегодня у нас есть этапы, точки измерения, когда мы проверяем адекватность капитала — 0,5%, 7% и 10%. Понятно, что это нужно выполнить. У нас прошел почти год с начала первого этапа рекапитализации. Но у нас еще есть два года. Нужно выполнять этапы», — констатировала Гонтарева.

Согласно украинскому законодательству, государство может войти в капитал частного банка не менее чем на 75% + 1 акция. Банк проводит дополнительный выпуск акций, которые обмениваются на пакет ОВГЗ, которые выпускает Министерство финансов. ОВГЗ поступают в портфель банка, а акции — в собственность государства. Порядок приобретения акций банков в обмен на ОВГЗ регулируется постановлением Кабмина №632 от 19.11.2014 г. Приобретение акций банка проходит по предложению НБУ на основании соответствующего решения Кабмина.

Украина уже согласовала с МВФ объем выпуска облигаций внутреннего займа на 166 млрд грн, предназначенных для докапитализации банков и ФГВФЛ на 2016 год. Из этой суммы было использовано только 14,3 млрд на докапитализацию Сбербанка и Укрэксимбанка. Таким образом, 151,7 млрд грн может быть потрачено на вливание государственного капитала в другой банк — например, Приватбанк. Если государство будет входить в состав акционеров Приватбанка, оно сразу получит над ним полный контроль, а доли всех акционеров будут сокращены до 25% минус 1 акция — конечно, в случае, если они добровольно согласятся на национализацию банка.

Если же акционеры не идут на добровольную национализацию банка, их части в таком случае списываются к нулю. У недобровольной национализации банка наибольший риск — учитывая чрезвычайно высокую концентрацию розничных безналичных расчетов (пенсионные выплаты, стипендии, коммунальные платежи, обслуживание ФОТ и т.п.), созданную банком. 75% розничных безналичных транзакций осуществляются через Приват, любые форс-мажоры с системой приведут к сбоям в работе малого и среднего бизнеса и замедлению экономической активности в стране.

Поэтому самый простой и самый оптимальный для всех вариант — это договориться о том, что банк за несколько лет постепенно выйдет на выполнение всех нормативных требований регулятора. Именно такой рецепт был согласован с МВФ и выписан Приватбанку, который получил три года на приведение деятельности в порядок и сокращение части инсайдеров в кредитном портфеле (а там, возможно, и Антимонопольный комитет наконец «заработает»).

Алла ДУБРОВЫК-РОХОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ