Президент Украины Петр Порошенко в ходе ежегодной встречи с иностранными послами назвал в числе приоритетов в развитии Украины на 2017 год вхождение украинской газотранспортной системы в Энергетический Союз. Чего хочет добиться лидер нашего государства путем реализации такого приоритета? Можно предположить, что в данном случае речь идет о том, что Энергетический Союз, вопреки устремлению России ликвидировать транзит российского газа по территории нашей страны, поможет его сохранить и, таким образом, сохранить также и саму газотранспортную систему Украины.
Что думают по этому поводу эксперты «Дня»?
Сергей ЕРМИЛОВ, экс-министр энергетики Украины:
— Мне трудно комментировать, потому что я не знаю, о чем точно идет речь и о какой точно организации. Но если говорить с точки зрения здравого смысла, то, безусловно, украинский газовый рынок должен быть составной частью европейского. Сегодня же получается, что Россия является учасником европейского энергорынка, а Украина, находящаяся между Россией и Европой, — в него не входит, как бы и не участвует в нем. В этом наша проблема: они нас не видят, нас на их карте нет. А что нужно, чтобы мы стали действительными членами европейского энергорынка? Начинать нужно с того, чтобы этот рынок появился в самой Украине и соответствовал принципам, на которых этот рынок существует и работает в Европе. У нас все опять подмяли под себя приближенные к Президенту олигархи, а «Нефтегаз» вцепился в свою монополию и никак не хочет с ней расставаться. А нам нужно создавать свободный рынок, получить наконец-то рыночную цену газа, а не установленную административно и запустить на этот рынок европейские компании... Если это имел в виду Президент, то ему можно только аплодировать.
Геннадий РЯБЦЕВ, профессор Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, директор специальных проектов Научно-технического центра «Психея»:
— Я не думаю, что целью политики любой страны, в том числе и Украины, может быть вступление в какую-то структуру. Например, целью политики может быть обеспечение энергетической самодостаточности или лучшее использование энергии — как в Восточной Европе (в ближайшее время), или реализация принципа ограничения поставок из одной страны до 30%.
Так что тут, по моему мнению, Президент неправильно формулирует цель. Что касается газотранспортной системы, то мы ее потихоньку сами уничтожаем, растаскивая на составляющие — на магистральные газопроводы, подземные хранилища и распределительные газопроводы. Энергетический Союз не поможет с решением проблемы наполнения украинской ГТС, а следовательно и с ее существованием. Членство в любой организации ничего такого нам не может гарантировать. У России есть энергетическая политика, направленная, в частности, на уменьшение до минимума зависимости от стран — транзитеров.
Сможет ли членство Украины в Энергетическом Союзе предотвратить или ослабить негативное влияние российской энергетической политики на Украину? К сожалению, этого я не могу себе представить.
Александр НАРБУТ, президент Киевского института энергетических исследований:
— У этого заявления очень общий — неконкретный характер. Инициативу Энергетического Союза (Energy Union) продвигает вице-президент Евросоюза Марош Шефчович и пытается сделать ее более конкретной с точки зрения внутриевропейских отношений. Но этот процесс еще не получил своего завершения. Кроме того, ряд идей, которые «зашиты» в этой инициативе, не поддерживаются всеми членами Евросоюза. Да и договора об Энергетическом Союзе, или какого-то другого документа об обязательствах его членов, не существует. Так что в отличие от договора об Энергетическом сообществе здесь еще нет договорно-правовой базы, то есть, нет и самого этого Союза.
Пока есть только намерение его создать и требование Еврокомиссии согласовывать инфраструктурные проекты с ней до того, как они будут подписываться. Это же касается и долгосрочных контрактов. Но на примере того же газопровода OPAL мы видим, что такой принцип не будет в полной мере выполняться. Но перед тем, как вступать куда-либо или заключать соглашения, Украина должна четко определить, в чем состоят национальные интересы, стратегические цели и задачи. Сегодня же в сфере энергетического транзита эти задачи не сформулированы.
Более того, некоторые действия еще правительства Арсения Яценюка в этой сфере шли в разрез с национальными интересами. Так, идея разделения магистральных газопроводов и подземных хранилищ представлялась как вытекающая из наших обязательств по третьему энергетическому пакету, чего на самом деле не было. Тем более, что такое решение может существенно понижать конкурентоспособность нашей ГТС. Отсюда и вывод к моему комментарию: за задачей вступления в Energy Union не просматривается никаких действий, которые бы могли гарантировать Украине сохранение транзита.