В обращении к украинскому народу на Майдане Незалежности в день инаугурации Президент Украины Виктор Ющенко торжественно заявил: «Наше место — в Европейском Союзе. Моя цель — Украина в Объединенной Европе». Впоследствии, в интервью Би Би Си во время всемирного экономического форума в Давосе Президент Украины еще раз подтвердил свое кредо во внешней политике: «Я очень хорошо знаю Европу и европейские обычаи, где быстро ничего не делается. И евроинтеграция — это долгая дорога. Я не хочу тратить даром ни одного дня для своей нации на этой дороге». Наконец, звучит заявление о намерении осуществить трехлетнюю программу реформ, согласованную с Брюсселем, успешное выполнение которой давало бы основания для инициирования украинской стороной переговоров об окончательном определении вопроса вступления в ЕС. Однако все это говорится и делается не на фоне исторического вакуума. За предыдущие годы Украина в значительной степени приблизилась к выполнению Маастрихтских критериев членства в экономическом и валютном союзах. В частности, в последние годы бюджетный дефицит резко сократился и находится в пределах требований, определенных ЕС (до 3% ВВП). Доля гарантированного и прямого государственного долга имеет тенденцию к сокращению, осуществляются меры по стабилизации показателя индекса потребительских цен. В этой ситуации политическая воля руководства страны начинает играть роль катализатора определенных процессов в украинском обществе.
Однако под термином «евроинтеграция» следует понимать не столько формально-техническое присоединение Украины к Европейскому Сообществу, а в первую очередь — приведение национальных общественных и экономических ценностей в соответствие с европейскими, а в лучшем варианте, с международными стандартами. Указанные требования в общем виде представлены в различных рейтинговых системах, которые дают возможность не только определить итоговый показатель развития, например, экономической свободы в стране, но и наметить пути улучшения национального рейтингового статуса, который будет формировать объективный имидж страны и с которым нельзя будет не считаться в мире.
Авторами были проведены исследования и разработаны предложения, направленные на реальное повышение общественно экономического статуса Украины, и, самое главное, сокращение до 5 илет срока ожидаемого присоединения Украины к Европейскому Союзу.
Анализ параметров реформирования экономики по шкале ЕБРР (индекс реформ) свидетельствует, что наиболее проблемными вопросами для Украины является иностранное инвестирование, защита прав собственности, наличие черного рынка, слабость банковской системы, правил регулирования как в бизнесе, так и в других сферах и тому подобное. К позитивным сдвигам в либерализации экономики Украины следует отнести снижение уровня средневзвешенной пошлины и согласование тарифных условий вступления в ВТО с большинством членов Рабочей группы, в том числе с ЕС, снижение налогового давления. Эти параметры дали возможность улучшить в 2004 году показатель «Государственное вмешательство в экономику». В период с 1994 г. к 2003 г. средневзвешенный ежегодный уровень инфляции был 5,91%, что ниже, чем в 1993—2002 гг. (7,2%). Как следствие, показатель «Монетарная политика» улучшился на один пункт. В то же время, в торговой политике остаются нетарифные барьеры, необоснованные процедуры для фитосанитарной сертификации, лицензирование импорта и экспортные пошлины. Хотя в большинстве сфер бизнеса созданы благоприятные условия для иностранных предпринимателей, существует много формальных и неформальных барьеров в реализации их прав (непрозрачная приватизация стратегических объектов, высокий уровень коррупции, противоречия в регулировании процесса приватизации и тому подобное). Много проблем в защите прав собственности (политическое и административное вмешательство в решения судов, слабость государства в борьбе с криминальными структурами, злоупотребления со стороны местных органов власти, навязывающих дополнительные условия иностранным инвесторам в регионах) и регулировании бизнеса (отсутствие прозрачности, непоследовательность применения законов на местном уровне, процедуры лицензирования, давление чиновников и криминальных структур, взяточничество).
Для сравнительного анализа мы выбрали постсоциалистические страны — новые члены ЕС, имевшие схожие с Украиной проблемы во время приближения своей экономической системы к ЕС, но разрешившие их лучше, чем Украина. Ранжирование по индексу экономической свободы постсоциалистических стран дало такие результаты: 1. Эстония (1,65); 2. Литва (2,18); 3. Латвия (2,31); 4. Чехия (2,36); 5. Венгрия (2,40), 6. Словакия (2,43); 7. Польша (2,54), 8. Словения (2,64).
В таблице 1 приведена динамика изменений индекса экономической свободы Украины, Венгрии и Польши за период 1995 — 2004рр. и 2005 г. (прогноз).
Этот анализ позволяет разработать варианты прогнозов дальнейшей либерализации экономики до уровня стран ЕС. Результаты расчетов приведены в таблице 2.
Таким образом, при темпе, которым осуществляется либерализация экономики Украины с 2001 года, можно ожидать достижения среднего уровня экономической свободы 10 стран, ставших членами ЕС при последнем расширении, через 5,4 года, а если ориентироваться на наименьший уровень экономической свободы среди постсоциалистических стран — 2,64 (Словения), то и через 3,3 года. При использовании опыта Венгрии этот срок можно еще сократить. То есть, при условии выполнения политических и экономических требований, Украина имеет реальный шанс вступить в ЕС через 5—6 лет.
Определяя основные направления либерализации экономики по индексу экономической свободы для прогнозирования темпа сближения с ЕС, мы должны иметь в виду и другой важный фактор — ВВП на душу населения. В соответствии с отчетом Heritage Foundation/Wall Street Journal, USA «The 2005 Index of Economic Freedom «на начало 2005 года ВВП на душу населения в Венгрии — $5939, в Польше — $4833, а в Украине — $1023. Поэтому, учитывая тот факт, что объемы роста ВВП на душу населения связаны с индексом реформ ЕБРР, основные меры по экономическому сближению Украины с ЕС должны базироваться на сочетании методологического подхода в определении показателей экономической свободы с критериями качества реформирования экономики по шкале ЕБРР.