Между Украиной и Румынией начало работать паромное сообщение, которое позволяет водителям сократить путь на 200 км — раньше приходилось ехать через Молдову, и пересечение границ занимало где-то 12 часов. Отныне есть альтернативный вариант, когда можно потратить меньше и сэкономить время. При том, что по южному маршруту движется поток автотранспорта из Балканских стран в Киев, центральную и восточную части Украины и дальше. Первые грузовики переправились из украинской Орловки в румынский Исакча на другой стороне Дуная утром 10 августа. Машины преодолевают Дунай на пароме в узком месте Дуная (до 900 метров), и само пересечение длится всего несколько минут.
Паром может одновременно перевезти 15 грузовиков. Впрочем, пока, по решению сторон, из-за карантина переправа доступна только для грузовиков, которые и начали оформлять пограничники Измаильского отряда. В целом же пункт пропуска может ежедневно пропустить 150 грузовиков, говорят пограничники. Когда будут пропускать легковые авто, их сможет пройти за день и 350 единиц. Если оценивать пропускную способность для автобусов и пассажиров, то это 50 единиц и 1000 человек. Грузовик оформляют где-то за 15 минут.
Переправу между Орловкой и Исакча открыли в соответствии с соглашением между правительствами Украины и Румынии, заключенным еще в 2015 году. И этому мешали определенные проблемы законодательного плана: переправа Орловка по украинскому законодательству определялась как местная переправа, а в Румынии и ЕС разрешены только международные переправы — другого определения нет. В Исакча проходит европейский коридор, соединяющий город с наибольшим румынским морским портом Констанцей. Были соответствующие обращения на уровне правительства Румынии и Украины. Затем эти две стороны заключили межправительственный договор и ратифицировали его.
Строить переправу начали в том же 2015 г. (разрабатывать же проект начали значительно раньше). Кроме дороги общего назначения и существующей дамбы нужно было построить причалы (двухуровневое гидротехническое сооружение рассчитано на низкий и высокий уровни Дуная), складской комплекс, площадку отстоя и ожидания автотранспорта и другие объекты. Кроме того, например, в соответствии с нормами и требованиями таможенной и пограничной служб Украины, следовало подвести не только линию электропередачи, но и две альтернативные линии связи. Была также построена водонапорная скважина.
Средства вкладывали инвесторы — украинское ООО «Паромный комплекс Орловка», румынская компания Navrom BAC и другие. «Только проектная документация стоила 200 тыс. дол. Всего же инвесторы потратили на проект 5-5,5 млн евро, которые должны окупиться в течение 6,5-8 лет», — рассказал журналистам один из инициаторов проекта Юрий Димчогло. «Часть порта в Исакча была передана румынской компании NAVROM BAC в концессию на 20 лет под паромную переправу. Стоимость проекта с их стороны оценивается примерно в 5 млн евро. За эти средства были построены пункт пропуска, гидротехнические сооружения и паром. Но если с украинской стороны этот проект полностью построен за средства инвесторов, то с румынской 1,1 млн евро, которые были потрачены на строительство пункта пропуска, компенсирует ЕС», — добавляет он
Сроки завершения строительства и запуска неоднократно переносились из-за проволочки с выдачей разрешительных документов властью Румынии. В начале 2019 года в украинском Министерстве инфраструктуры рассчитывали, что паромная переправа будет введена в эксплуатацию до конца года, но процесс затянулся дольше.
Пока переправа работает в тестовом режиме, паром будет курсировать регулярно. Ожидается, что регулярная работа начнется уже с сентября, когда паром под флагом Румынии будет отправляться каждый час. А потом на воду выйдет еще одно судно, уже под украинским флагом. Тогда пересекать Дунай можно будет уже раз в полчаса. Вообще же было предусмотрено, что обслуживать переправу должны четыре парома с осадкой до 1,5 метра. Этот международный пункт пропуска будет работать круглосуточно. Будет осуществляться пограничный, таможенный, фитосанитарный, ветеринарный и другие виды государственного контроля.
Запуск паромной переправы позволяет укрепить позиции украинских перевозчиков — это уменьшение амортизации авто, сбережение средств. Отпадает необходимость платить в Молдове транзитные платежи, которые составляют 4 евро с легкового автомобиля и 25-35 евро с грузового транспорта плюс транзит декларирования. Двигаясь транзитом через Молдову, грузовой транспорт оставляет около 60 евро, пересечение Дуная паромом стоит дешевле. К тому же паромная переправа дает дополнительные поступления в местный бюджет и рабочие места. Так, ранее ООО «Паромный комплекс Орловка» отмечало, что только за аренду земли предприятие с 2016 года ежегодно перечисляет сельскому бюджету поселка Орловка около 1,4 млн грн. А кроме нескольких рабочих мест на переправе будет выгода и за счет развития сопутствующей инфраструктуры (кафе, заправки и т.п.). В более глобальном смысле переправа «Орловка-Исакча» открывает транспортный коридор Украина-Южная Европа.