В феврале НБУ опять вернулся к практике активного выкупа долларов. Если в конце прошлого года их большей частью продавали ($74,6 млн. в декабре и $36,7 млн. в целом в четвертом квартале), то в январе нынешнего года приобретены $191,5 млн., а на 20 февраля (нарастающим итогом с начала года) — $698,9 млн. Таким образом, с начала года так называемые нетто-интервенции на покупку валюты, или, иначе говоря, денежная эмиссия, выросли в Украине по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 4,1 раза, т.е. достигли почти миллиарда долларов ($926,9 млн.).
Такая ситуация чревата (при ее сохранении, а тем более — в случае развития) угрозой инфляции. Возможен значительный прирост денежной базы через канал рефинансирования банков (объясняется быстрым ростом их спроса на денежные ресурсы вследствие раннего разогревания экономической конъюнктуры, о чем свидетельствует двукратное превышение прогнозных темпов роста ВВП и промышленного производства). Добавим, что аналогичная тенденция присутствует в финансировании запланированного повышения пенсий, зарплат и других социальных выплат и может также стимулироваться сезонным весенним обострением дисбаланса на продовольственном рынке и, в частности, ростом цен на мясомолочные и другие сельскохозяйственные продукты. Инфляционное влияние будут оказывать также повышенные темпы роста оптовых цен и объявленное и необъявленное повышение коммунальных и, в частности, газовых тарифов. Если названные угрозы совпадут во времени, то может создаcться взрывоопасная для ценовой стабильности смесь.
Поэтому в Нацбанке рассматриваются меры, способные «разминировать» ситуацию. Предлагается несколько оптимизировать объемы рефинансирования банков (в пределах, которые обеспечивают нормальную ликвидность) и пересмотреть параметры резервирования, что является одним из регуляторов денежного предложения. В сфере курсовой политики рассматривается возможность усилить курс национальной валюты к доллару. В то же время сторонники дальнейшей либерализации валютно-курсовой политики исходят из необходимости ее продолжать. Для этого предлагается на законодательном уровне положить начало либерализации капитальных операций и позволить гражданам вывозить валюты без декларирования. Раздаются даже призывы к наиболее радикальному шагу — либера лизации условий обязательной продажи валюты (увеличение сроков возврата в Украину валютной выручки и периода, в течение которого она продается обязательно). Важные выводы можно сделать из анализа январских данных о состоянии текущего счета платежного баланса. Во-первых, усиление обменного курса гривни к так называемой валюте-привязке — доллару — было адекватным росту профицита этого счета. Запас его прочности можно считать достаточным для продолжения политики дальнейшего постепенного укрепления национальной валюты и в марте. Во вторых, возможно и целесообразно провести даже более существенное укрепление гривни к доллару с целью торможения ослабления ее к евро и рублю — в интересах курсовой поддержки инвестиционного импорта. К такому выводу подталкивают имеющиеся в наличии данные по экспорту, которые свидетельствуют о том, что его рост перекрывает все пессимистические и даже оптимистические прогнозы (по сравнению с темпами роста за 2003 г. экспорт товаров и услуг вырос еще на 3,7%). Поскольку прогнозы мировой конъюнктуры остаются лучше прошлогодних, высокой является вероятность того, что январский уровень экспорта будет определяющим и для всего года.
Стабилизирующие шаги возможны и в сфере фискальной политики. Эксперты Нацбанка советуют правительству воздержаться от новых (еще не объявленных) шагов в отношении поднятия социальных выплат в период «всплеска» денежного предложения НБУ при резких притоках валюты и перенести такие объявления и, конечно, сами выплаты на более спокойные периоды. Наряду с этим правительству рекомендуется прибегнуть к решительным шагам по стабилизации тарифов и несколько увеличить удельный вес внутреннего заимствования за счет поднятия доходности государственных ценных бумаг (в условиях притока дополнительных доходов при сохранении нынешних повышенных темпов роста ВВП). Правительству также не советуют форсировать перевыполнение планов приватизации, особенно с продажей объектов за валюту в период пикового прироста поступлений валюты от экспорта, возврата капитала и притока прямых и портфельных инвестиций. Речь идет также о целесообразности открытия спецсчетов для валютных средств от приватизации с целью их целевого направления на обслуживание и погашение внешнего долга. Его обслуживание предлагается активизировать, а также вернуться к рассмотрению идеи в отношении частичного досрочного погашения государственного долга, чтобы затормозить резкий рост денежной базы. В случае проведения этих монетарных и фискальных мероприятий достаточно реальную на сегодняшний день угрозу инфляционных всплесков можно не только смягчить, но и свести до уровня, предусмотренного бюджетом-2004.