Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

От благотворительности — к партнерству

Социально ответственный бизнес — это...
26 апреля, 2012 - 12:32

Если бизнес еле-еле выживает, то понятно, что он не может и не будет думать о социальной ответственности ни перед собственными наемными работниками, ни перед потребителями его продукции, ни перед страной в целом. И насильно его социально ответственным также не сделаешь. Этот тезис отстаивала при обсуждении проекта Национальной стратегии социальной ответственности бизнеса в Украине вице-президент УСППП Людмила Жук. По ее словам, «если бизнес задыхается, если он постоянно находится в состоянии борьбы с разного рода давлением, то очень трудно добиваться от него социальной ответственности».

Много ли социально ответственных компаний в Украине? Даже если это единицы, то их опыт для страны еще более ценен. Например, в обсуждении стратегии принял участие генеральный директор компании «Нибулон» Алексей Вадатурский. Он рассказал, что компания «чисто интуитивно выработала собственную стратегию социальной ответственности в обществе». По его словам, сейчас нельзя стать успешным предприятием, если не будешь серьезно заниматься этими вопросами. Вадатурский отметил, что на такую компанию, как «Нибулон» (она работает в аграрном секторе), накладывается двойная ответственность: и перед своими сотрудниками, и перед жителями сельской местности, где базируется компания. По мнению Вадатурского, сегодня много говорится о возрождении села, но мало делается для этого. «И ответственность ложится на руководителей компаний», — констатирует генеральный директор.

В то же время он отмечает, что даже в том случае, если компания проявляет социальную ответственность, то есть помогает государству решать социальные проблемы, к ней все равно неоднозначное отношение, ее обязательно в чем-то подозревают. И чтобы показать настоящее лицо, нужно создавать вокруг компании благоприятную социальную среду. «Иначе выжить практически невозможно, — говорит Вадатурский. — Для чиновников ты как враг, на тебя сваливают все беды. Если работаешь на рынке зерна, то винят в том, что вывезли пшеницу, а в результате подорожал хлеб. А если закупаешь хлеб по рыночной цене, то опять-таки винят — сговорились...» Все это заставляет строить отношения и обеспечивать своему бизнесу выживание.

Как считает Вадатурский, сегодня ответственный бизнес должен, в первую очередь, легально работать в Украине и инвестировать в экономику, а также быть прозрачным и создавать вокруг себя среду с нормальным уровнем жизни. «В нашу компанию ежегодно приходит 100—150 молодых людей. Средний возраст компании — 34 года», — рассказывает руководитель компании. По его словам, молодежь привлекают современные технологии, используемые в «Нибулоне», а так же то, что компания занимается прорывными, важными для экономики всей страны идеями. Это, например, возрождение Днепра и других рек Украины как современных транспортных артерий.

Между тем отдельные «теоретики», участвовавшие в обсуждении стратегии, утверждали, что в Украине сегодня нет компаний, полностью работающих на социальную ответственность. «Есть такая компания!», — раздался звонкий уверенный голос. Это была директор по связям с общественностью и коммуникациям небезызвестной группы компаний СКМ Наталья Емченко. Она рассказала, что в этом году СКМ решила полностью отказаться от занятий благотворительностью, передав эти функции и соответствующие средства специальным фондам, которые лучше умеют это делать. Одновременно было принято решение объединить все социальные инициативы и программы группы в Единую программу социального партнерства. Ее задача — сделать города, где присутствуют предприятия СКМ, комфортными для проживания. Программа охватывает более 50 населенных пунктов в восьми областях страны и город Киев, а это восемь миллионов населения. В основе лежат договора с городами, где размещаются производства компании. Бюджет программы на 2012 год составляет 170 миллионов гривен.

«А как он формируется, — спросил «День» у Емченко, — и какой будет его дальнейшая динамика?». Наталья рассказывает, что деньги в программе далеко не главное. По ее словам, если нужно сделать что-то полезное, их можно привлечь. Проблема в том, чтобы освоить все выделенные на проекты средства, проследить за их целевым использованием. Тут дело даже не в недостатке денег, а в недостатке специалистов по социальным проектам. При этом она уверена, что со временем СКМ перейдет на формирование фонда социальной ответственности как определенной части от полученной компанией прибыли. Сказка какая-то?!

Нет, реальность. О ней рассказывает Петр Куриляк — мэр города энергетиков Бурштына. По его словам, член группы СКМ — ДТЭК (энергетический бизнес) вложил в бюджет города, составляющий всего 10 миллионов гривен, еще 5,5 миллиона. Только 3,5 миллиона пошло на восстановление плавательного бассейна, которым когда-то славился этот небольшой город. А в саму Бурштынскую ТЭС, которая служит своеобразными воротами в Европу, а для Бурштына является единственным градообразующим предприятием, ДТЭК намерен инвестировать 30 миллионов гривен.

Любят ли уже в Украине СКМ и ДТЭК, где зарплаты персонала по указанию главы компании Рината Ахметова должны быть на мировом уровне? Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. А чтобы любили, «День» посоветовал добиваться, чтобы, например, тарифы на тепло в городах пребывания не росли так стремительно, как в столице. Директор ДТЭК по внешним связям Александр Толкач парировал, что тарифы на тепло в Киеве далеко не самые высокие в Украине, и рассказал, что намерена делать компания, чтобы снизить потери, которые доходят до 40% и сказываются на ценах на тепло. Но это уже, как говорится, совсем другая история.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ