Развивать бизнес в регионе — дело не из легких, особенно если этот бизнес связан с индустрией моды и роскоши. Но винничанке Людмиле Бушинской удалось не только создать успешный бизнес-проект, реализовать свою мечту, но и сотворить маленькое культурное чудо в центре города. О том, как идея создания своего ателье превратилась в пять этажей Дома моды, культуры и творчества в сердце города, и о главных правилах, которых следует придерживаться в социально ответственном бизнесе, «Дню» рассказала директор галереи «Интер’ШИК» Людмила БУШИНСКАЯ.
— Расскажите об истории создания такого рода бизнеса, как предприятие индустрии моды, здесь, в Виннице, в региональном центре. Не боялись, что ваше дело не будет востребовано?
— Я, сколько себя помню, всегда была человеком творческим — шила, рисовала. Мне нравилось придумывать разные новые модели одежды, образы. Но, к сожалению, так жизнь складывается, что мечтаем и тянемся мы к одному, а она нас заставляет делать совершенно другой выбор.
Я закончила Торгово-экономический институт. Долгое время работала в торговле, после окончания института — товароведом. В начале 90-х, когда началось становления частного бизнеса, друзья предложили возглавить первый в Виннице частный магазин готовой модной одежды. Я взвесила все за и против — и согласилась.
Хотелось, конечно, открыть собственное ателье, но понимала, что на то время это было нереально, ведь тогда мода в Украине еще не развивалась. А идея создания первого в Виннице магазина готовой, но модной одежды могла иметь успех. Тем более что на то время я уже имела опыт торговли, знала, где закупать товар, с кем работать, как договариваться, пользовалась уважением и доверием у партнеров.
Но рисовать и шить я не прекращала никогда. Тогда, в начале 90-х, я это делала для себя, семьи, для друзей. Помню, как приходила в чем-то новом, а меня уже спрашивали: «Ну что, когда продаешь это?». И мне было очень удобно так работать. Ведь денег не хватало, а так я могла продавать свои же вещи, покупать новые ткани, нитки — и снова творить. Жизнь тогда у меня делилась на две части — дневная и ночная. Днем я ходила на работу, а вечером, когда все ложились спать, я могла с десяти-двенадцати часов вечера и до трех ночи шить, рисовать, творить. Потом утром опять на работу. И в таком графике постоянно. Когда ты занимаешься любимым делом, то не устаешь.
— Но были же моменты, когда опускались руки? Что спасало тогда?
— Безусловно, в жизни есть и потери, и удачи. Думаю, что в среднем — это 50 на 50 у каждого человека. Иногда ты теряешь, иногда находишь. Очередной удар судьбы — это испытание, каким она проверяет тебя: «А что ты можешь еще?». И, наверное, чем больше твои проблемы, тем выше ты становишься в своем развитии. Если ты решил проблему и вышел из сложной ситуации — значит, выжил, смог.
В моей жизни было по-разному. Был бизнес, потом инфляция, потом опять какие-то скачки. Ведь в торговле нестабильность в стране очень и очень ощущается. Но я никогда не опускала руки. Я всегда была оптимистом, а главное, никогда ни на кого не сваливала свои проблемы, понимала, что в моей жизни все зависит от меня. Никакое государство или новый президент — никто за меня мою жизнь не построит. Хочешь быть успешным — будь им, самое главное — труд и терпение.
— Как появилась идея создания именно галереи «Интер’ШИК»?
— Это эволюционный процесс. В 1991 году у меня начался бизнес с торговли. А в 1998 году я поняла, что уже могу себе позволить заниматься любимым делом. Тогда у меня шла торговля, открылся мой собственный частный магазин, в котором сначала был мой кабинет, но «сидеть» в нем мне вскоре стало скучно, и я в течение полугода сделала из него маленькую мастерскую.
Поначалу наша фешн-команда состояла из трех человек. Подготовили одну коллекцию, повезли ее в Одессу (в Киеве тогда еще не было Сезонов моды). Удивить одесситов было очень тяжело, тем более что тогда в Одессу начали привозить свои первые показы такие украинские дизайнеры, как Лилия Пустовит, Александр Онисимов, Ольга Громова. И вот из Винницы какая-то студия дизайна «Интер’ШИК» привезла свою коллекцию!..
Три года мы приезжали в Одессу, делали показы. Нам очень нравилась «тусовка» дизайнеров, придумывание новых идей, а главное — у нас полностью раскупали коллекции. И так три сезона подряд. А потом о нас начали очень много писать в прессе и на телевидении показывать. И мы перестали ездить в Одессу. Появились свои клиенты, мы перешли на индивидуальные заказы, которых стало очень много, так что наше ателье из маленького кабинета превратилось в 130 квадратных метров творчества.
Когда и тут уже как-то все стало идти своим чередом, дела наладились. Ателье работало отлично, клиентов много, и у меня появилась идея: «А не создать ли нам такой своеобразный Дом моды в Виннице?!».
— И мы сейчас с вами находимся в нем? Как вам удалось в центре города построить такой объект?
— Вложили деньги, сделали проект. Мы работали над ним, не задумываясь, примут или не примут эту идею наши местные власти, понравится им она или нет. Пришли к главному архитектору города, показали наш проект, объяснили идею, и убедили, что нам нужно место, желательно в центральной части города. И нам дали добро.
— Какая основная концепция вашего Дома моды?
— Это проект для успешных людей, которые дорожат своим временем. Им некогда искать качество. А нам они доверяют.
— Здесь ведь еще и спа-салон работает. Как это направление решили развить?
— Когда уже помещение было построено, у нас оказались свободными четвертый и минус первый этажи. Мы долго думали, чем их занять. И вот мы открыли первый спа-салон в Виннице. Заключили контракт с хорошим брендом, который производит качественную продукцию на основе аюрведических рецептов.
До того, как открыть наш спа-салон, пока строилось здание, я сама год пробовала эту продукцию. Ездила по салонам, которые уже работали с этим брендом, смотрела, как работает персонал. Потом мы обучали наших людей, отправляли на стажировку в Италию.
Мы подошли к делу серьезно. Ведь такой подход, как у многих наших отечественных бизнесменов, когда люди хотят три рубля вложить и вынуть сто, — это все кратковременно. Если же ты хочешь жить здесь, работать, пользоваться доверием и авторитетом, бизнес надо строить правильно, с соответственными вложениями, продуктом и ценой. В нашем бизнесе абсолютно все работает на клиента. Тут никто не обманывает, никто не хочет продать то, что тебе не нужно или не идет.
— А что же открыли на четвертом?
— Сначала здесь был домашний декор мебели и небольшая галерея в 70 квадратных метров. За год последняя так выросла, что начала занимать все 350 квадратных метров свободной площади четвертого этажа.
— И как такого рода культурный проект, как арт-галерея, развивается в Виннице?
— Спрос есть, и он огромнейший. Еще не так давно Винница могла смотреть в основном только местных художников или региональных. А сегодня мы начали привозить художников со всей Украины. Планируем и более масштабные проекты.
К нам приходят школьники, студенты, родители с детьми, абсолютно разные люди и по возрасту, и по социальному положению. Их всех объединяет тяга к искусству.
На сегодня все наши выставки для посетителей абсолютно бесплатны. Но в будущем мы планируем проекты, которые, чтоб их сюда привезти, требуют немалых затрат, тогда, может быть, будут входные билеты.
— Сколько уже выставок было?
— Больше пятидесяти.
— Самая впечатляющая из них?
— По эмоциям — выставка Гапчинской. Она заряжена таким позитивом... К нам и так приходит немало людей, но на выставке Гапчинской было очень много посетителей, мы даже и не думали, что в Виннице так хорошо знакомы с ее творчеством.
А вторая, впечатлившая очень сильно меня лично, это выставка, которая была сделана друзьями Анатолия Черного. Был такой график винницкий. Он проиллюстрировал больше 300 книг. Анатолий Черный умер в 50 лет, и никто о нем не знал, он жил только своими работами и дарил их друзьям, даже не был членом Союза художников. Не создал семьи... После его смерти друзья пришли к нам и попросили сделать выставку. Работ было очень много. Я не специалист в таком искусстве, но графика Анатолия Черного поразила меня как человека до глубины души, настолько это были хорошие работы, особенно карикатуры на определенные жизненные ситуации.
Мы с мужем очень хотели поставить здесь, на этой улице в Виннице, какую-то бронзовою скульптуру, чтобы как-то облагородить здешний сквер. Я долго думала, что это должно быть. И вот после этой выставки идея пришла сама. Мы сделали скульптуру неизвестному художнику.
— Ваш бизнес можно назвать социально ответственным. Ведь вы печетесь о благоустройстве города, о развитии культурной среды, с полной ответственностью подходите к предоставлению услуг и отвечаете за продукт, который продаете, к тому же думаете о развитии персонала, с которым работаете. Как вы оцениваете сейчас роль бизнеса в развитии культурной среды общества?
— Бизнес, в общем-то, уже готов взять на себя роль такого двигателя развития украинского общества. Но мы знаем лишь немногие примеры проявления такой готовности. Развитием культурной среды в стране пока еще занимаются только те люди, которым это близко и важно, в первую очередь, для них лично. Те, кто понимает, что ты пришел в этот мир, чтобы не просто заработать деньги, выпить, поесть или вырастить детей. Их действительно волнует окружающий мир, что делают и как живут люди рядом. А чтобы филантропия у нас развивалась большими темпами, Украине нужен закон о меценатстве, который есть во всем мире.