Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

От ВТО выиграет покупатель

Мебельщики избавляются от посредников
22 февраля, 2008 - 19:40

Украинская мебель имеет на отечественном рынке свою нишу и даже довольно достойное место. Но как трудно за него конкурировать. Ведь успех здесь зависит не только от качества продукции, но и от наличия достаточных торговых площадей. А они, как известно, ныне слишком дорогие. Беда еще и в том, что самостоятельно найти необходимое помещение нелегко. Чаще всего в этом «помогают» так называемые навигаторы, или, проще, посредники, которые находят соответствующие помещения, договариваются с владельцем о цене и, конечно, накидывают на нее стоимость своих услуг.

Как рассказывает президент Украинской ассоциации мебельщиков Александр Беляев, 10— 20% цены мебели, которая стоит в магазинах, — это стоимость аренды. Вице-президент УАМ Дмитрий Дячук добавляет, что для мебельной группы товаров максимальные арендные ставки не должны превышать $70—80, потому что иначе торговля не будет рентабельной.

Чтобы улучшить ситуацию, УАМ предложила своим членам подписать меморандум, который предусматривает механизм избавления от посредников и переход на прямые связи с торговыми центрами. Для этого создана специальная группа, которая будет собирать и проверять информацию о стоимости аренды, будет доводить ее до членов ассоциации и организовывать необходимые встречи и переговоры. За предоставленные услуги брать деньги не будут, мол, все расходы будут покрываться за счет членских взносов.

Заинтересовывать арендодателей планируют с помощью опционной практики, которая предусматривает обязательства арендатора в случае отказа от площади, которую законтрактовали оплатить владельцу определенную сумму. Таким образом ликвидируется преграда в налаживании нормальных, без посредника, отношений: девелопер избегает рисков, связанных с простоем торговых площадей, продавец гарантировано и быстро получает место для торговли, а покупатель — продукцию по нормальной цене.

В таком подходе опрошенные «Днем» эксперты видят попытку отечественных мебельных игроков сделать ставку на будущее. Последние тенденции коммерческого рынка недвижимости свидетельствуют, что время здесь работает на специализированные торговые центры. Именно они превращаются в главных игроков. Работа без посредников позволит также украинским мебельщикам далее проводить постоянный диалог с новыми иностранными инвесторами, которые неизбежно появятся на этом рынке после окончательного вступления Украины в ВТО.

В отношении этого процесса у мебельщиков положительные впечатления и немалые надежды. Однако они признают — конкурентов станет больше. Среди сильных называют Китай, Малайзию, Вьетнам. Но сегодня эти страны, по словам Беляева, завоевывают отечественный рынок не столько техническим прогрессом, а «несколько несправедливым курсом юаня, который формирует стоимость продукции». Однако через определенное время и их продукция подорожает не менее чем на 15%. А вот рост цен на украинскую мебель обещают удержать в пределах 7—8% (при запланированном годовом росте рынка на 18—22%).

Неплохо на вэтэовском горизонте выглядят экспортные перспективы, которые направлены в основном в сторону рынков СНГ и Европы. Если слажено работать, то в течение 5 лет экспорт можно увеличить на 300%, считает Беляев.

Мебельщики считают, что от ВТО в ближайшей перспективе должен выиграть покупатель. Он получит бесспорные преимущества от снижения стоимости продукции и увеличения ее многообразия. Через три-четыре года начнут формироваться иностранные производства, а это также и рабочие места. Следовательно, предпринимателям уже ныне следует готовиться к конкурентной борьбе за квалифицированных работников.

А вот в среднем звене мебельных производителей к ВТО относятся если и не враждебно, то и не очень дружелюбно. Из- за открытия границ ощутимым ударом для них будет чрезмерный экспорт из страны сырья, а поэтому рост цен на него на внутреннем рынке. Как этого не допустить и как простимулировать экспорт готового продукта — должно решать правительство. Участники рынка советуют ему создать благоприятный инвестклимат и приложить усилия к тому, чтобы сделать сырье доступным.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ