Каждый День независимости дает законный повод для подведения итогов и для планов на будущее. На 27-й День независимости похвастаться, по большому счету, нечем. Агрессия России продолжается, и реального механизма ее окончания не видно. Все больше беспокоит проведение переговоров относительно Украины без Украины.
Не уменьшается коррупция. Поражающий факт обнародован на одном из телеканалов экс-генпрокурором Святославом Пискуном и начальником Генштаба Виктором Муженко: Россия вывезла из Украины единственный патронный завод. Британско-канадский альянс предложил построить новый. Но посредники в Украине запросили 50% (!!!) «отката». Иностранцы, конечно, отказались. Знал ли об этом главнокомандующий? Что было бы в старые времена с чиновниками, которые в условиях войны блокируют укрепление обороноспособности страны? Мы ищем «пятую колонну»? Тот же Пискун рассказал, что два раза в год нотариусы платят взятку государственным проверяющим, чтобы их не трогали.
Конечно в Украину не идут зарубежные инвестиции. У нас не работают известные мировые компании. Растет зависимость от внешних займов. Растут долговые обязательства Украины; на сегодня на каждого украинца приходится 1800 долларов долга. Это дает возможность говорить о внешнем управлении страной.
Украина остается самой бедной страной Европы: 49% населения может позволить себе расходы только на еду и одежду, 60% населения не в состоянии оплатить элементарные условия своего проживания.
Естественно, что молодежь не видит перспектив в такой стране и массово выезжает в другие. Как приговор политике всех предыдущих правительств: по пессимистическому прогнозу Института демографии НАНУ в 2050 году в Украине останется 25 млн населения.
Сохраняется недоверие людей ко всем органам власти. Это вообще нонсенс для нормальной страны: народ как источник власти не доверяет той власти, которую он же и избирает. Хотя в украинских реалиях это легко объясняется: в действительности народ не имеет отношения к формированию власти (Конституцию Украины автор читал). Она формируется кулуарно и «настоящее правительство Украины находится где-то между офисом Президента, премьер-министра и парламентом». И действуют при этом не государственные, а частные интересы и договоренности. Недоверие народа к власти не может способствовать реализации самих прогрессивных реформ.
Значительно ухудшились отношения с соседними странами на западных границах. Украину обходят с визитами лидеры влиятельных стран мира; кроме тех, которые причастны к попыткам прекращения агрессии России. Даже из Африки здесь никто не бывает. Сколько лидеров других стран было на праздновании нынешнего Дня независимости?
В конце концов, отсутствует стратегия развития страны. Соответственно, в Украине нет идеологической базы для создания стабильных и узнаваемых политических партий (о чем свидетельствует существование почти 400 так называемых партий). Это дает неограниченное пространство для господства во всех сферах общественно-политической жизни десятка олигархических кланов.
Да, у нас есть независимость. Укрепляется армия. Вырастает поколение, которое родилось в независимой Украине. Нам удается сдерживать агрессию одной из самых мощных армий мира.
Весь этот комплекс решенных и нерешенных вопросов и составляет то, что называется политикой, внутренней (экономическая, культурная, социальная и т.п.) и внешней. В конечном итоге, что такое политика вообще? Это выработка общественно значимых целей развития страны и создание механизмов их реализации. В развитых странах этим занимаются стабильные политические партии, профсоюзы, общественные организации. У нас эти факторы отсутствуют или не имеют достаточного влияния. Их место заняли объединения олигархических групп. Именно они создают так называемые политические партии, финансируют их избирательные кампании и тем самым формируют большинство состава нашего парламента — Верховной Рады. А уже там обнародуются цели развития страны, разработанные в штаб-квартирах олигархически-финансовых групп, которые и обретают форму законов. Конечно, часть законов направлена на решение текущих социальных проблем, чтобы не допустить социальных беспорядков. Обнародованные цели направляются на удовлетворение текущих интересов олигархических групп. Ни к интересам страны, ни к стратегии развития они отношения не имеют. Эти группы не имеют общего виденья будущего страны. Об этом свидетельствует причудливость множества планов развития Украины, разработка которых профинансирована теми или иными группами.
Что касается механизма реализации поставленных целей, стоит напомнить, что формально Украина была самостоятельным государством в составе СССР. Она была членом ООН, членом многих международных организаций, имела свой парламент — ту же Верховную Раду, правительство с рядом министерств, судебную систему. Но в рамках СССР они были лишь исполнителями решений, которые принимались в центре, в Москве. А в Киеве эти решения лишь приспосабливали к национальным особенностям. Теперь же этот механизм нужно было перенацелить на выполнение целей, выработанных олигархическими группами. Для этого нужно было всего-навсего расставить на руководящих должностях своих людей.
Вот такой была и есть украинская политика. Ее последствия известны. Надежд на то, что что-то принципиально изменится в 2019 году, нет. Не видно никаких оснований для надежд на лучшее. К сожалению, как раз на такое развитие событий и рассчитывает наш северный сосед.
Почему все так неоптимистично? Богатая страна. Работящие образованные люди. Благоприятные природные условия. Два Майдана, волонтерское движение свидетельствуют о достаточном уровне и патриотизма, и креативности у людей. Что же не так? Где искать причину наших бед? Их начало, на мой взгляд, нужно искать в далеком XIII веке. Без понимания, откуда мы идем, невозможно осознать, куда мы идем и туда ли мы идем. Независимая Украина не упала на эту землю из неоткуда. Она не стала следствием долговременной вооруженной борьбы за независимость. В результате внешних причин она откололась от системы, которая формировалась сотни лет. Народ на территории современной Украины из поколения в поколение существовал в парадигме, что власть — это не для народа. Отчуждение народа от власти было уже на генетическом уровне. Могло ли это измениться за 25 лет, особенно, если со стороны власти ничего не делалось для преодоления этой отчужденности. В середине XIII века на наши земли вторглись монголы. Как кочевников их не интересовало производство. Их интересовала только дань. Механизм был привычным для тогдашней феодальной Европы. Но монголы сломали существующий на то время механизм взаимодействия власти и народа. Если до этого князь избирался (или должен был иметь согласие) народом, то теперь власть князя определялась монгольским ханом — даст он или не даст ярлык тому или иному князю. Народ был отстранен от формирования власти. Князьям, в конечном итоге, это было выгодно. Отчуждение народа от власти углублялось и после выхода из-под власти монголов. В Европе феодальная система ведения хозяйства была сломана в ходе буржуазных революций; деньги нужно было зарабатывать своим трудом. А в Московии, в России, в Российской империи сохранился и окреп монгольский, азиатский способ ведения хозяйства: главным источником доходов осталась власть. Крымская война середины XIX века показала неэффективность этого способа. Начались бурные реформы. Первая мировая война их приостановила, а октябрьская революция 1917 года их отменила. Термидорианская революция 1929 года восстановила старый механизм: власть (теперь советская) остается главным источником доходов. Учитывая, что вся экономика полностью принадлежит именно этой власти, а если конкретнее, то партгосноменклатуре, то есть новейшей форме чиновничества. И именно в этой системе формировалось мировоззрение украинцев, в том числе и на отношение к власти. 99,5% на выборах за «нерушимый блок коммунистов и беспартийных» наглядно свидетельствовали об отчуждении народа от власти: нате вам наши голоса и отцепитесь. С такой «философией» украинцы вошли в независимую Украину. И никак от нее не избавятся.