Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Откуда падает «тень» на бизнес?

«Кажется, что власть сама не заинтересована в легализации работы предпринимателей», – эксперты
18 августа, 2015 - 11:23
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

В Украине стало больше «теневиков». На минувшей неделе Минэкономразвития обнародовало свой отчет по итогам первого квартала этого года «Тенденция теневой экономики в Украине». По подсчетам специалистов министерства, за первые три месяца уровень теневой экономики составил 47% от объема официального ВВП. Это на 5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. К тому же такие результаты свидетельствуют о том, что тенденция, наметившаяся еще в 2013 году, наблюдается и сейчас.

Согласно приведенным данным в отчете министерства, рост уровня теневой экономики показали результаты оценивания по трем из четырех методов. В частности, по методу «затраты населения — розничный товарооборот» зафиксирован рост теневой экономики на 5 п. п., до 56%, по методу убыточности предприятий — на 8 п. п., до 50%, по электрическому методу — на 6 в.п. до 38%. И только один из методов — монетарный — зафиксировал снижение уровня теневой экономики на 1 п. п., до 35%.

Впрочем, и в самом правительстве расходятся в оценках масштабов теневого бизнеса в стране. Как заявляла ранее заместитель министра финансов Елена Макеева, уровень теневой экономики в Украине превышает официальные данные Министерства экономического развития и торговли. По ее словам, показатель значительно выше по оценкам бизнеса и достигает 60% в розничной торговле, 40% — в фармацевтической отрасли, 67% — в легкой промышленности. А по оценкам Государственной фискальной службы Украины, теневая экономика в Украине ежемесячно отнимала из бюджета около 3 миллиардов гривен.

Как отмечают авторы отчета, среди причин увеличения тенизации бизнеса — разочарование в улучшении экономической и политической ситуации и дальнейшее заострение политических отношений с РФ и свертывание экономических связей с ней. «В период экономических кризисов она (теневая экономика. — Авт.) играет роль так называемой амортизационной подушки, позволяя субъектам предпринимательской деятельности поддерживать уровень собственной конкурентоспособности. Вместе с тем, в период существования угроз национальной безопасности и военных конфликтов на территории страны изменение объемов теневой экономики, с одной стороны, отражает тенденции к ее превращению в криминальный бизнес, а с другой — является реакцией бизнеса на рост рисков по его уничтожению», — отмечают в Минэкономразвития.

К слову, по данным опроса руководителей предприятий, осуществляемого Нацбанком, индекс деловых ожиданий с начала этого года снизился по сравнению с IV кварталом 2014 года на 12,6 п. п. — до 83,5%. Это стало следствием усиления негативных ожиданий респондентов по всем аспектам экономической деятельности в следующие 12 месяцев.

Становится все более очевидно: бизнес не хочет работать в условиях, которые ему активно пытается навязать власть. Даже если эти правила — с подачи таких влиятельных международных институций, как МВФ или Всемирный банк. Или проблема в другом, например — в неправильном выполнении рекомендаций? Об этом «День» и спросил у экспертов.

КОММЕНТАРИИ

Наталия КОЖЕВИНА, председатель Всеукраинского профессионального союза работников малого и среднего бизнеса «Единение»:

— Бизнес уходит в тень, потому что ничего не сделано для улучшения условий его работы — не изменена система налогов и штрафов, не реформирована таможня. Эти все факторы заставили бизнес отказаться от легальной работы. Все получается через взятки, которые сегодня стали еще больше от органов местной власти, подчиняющихся высшим органам власти.

Все только ухудшилось. Для легализации поводов никаких нет. Бизнес, который не смог «договориться», прекратил свою деятельность. Остальной бизнес «лег» под теневые схемы, которые созданы чиновниками. Это нормальный процесс для государства, которое не хочет защищать своего предпринимателя. И он сегодня никому не нужен.

Конечно, у бизнеса будет запас терпения — люди всегда едят, отдыхают, развлекаются. Но если раньше они пытались создать собственность и как-то ее поддержать, то сейчас они ничего не хотят. Молодые предприниматели пытаются выехать за рубеж. А старые — еще пытаются как-то работать.

Я очень сомневаюсь, что сегодняшние политики желают сделать налоговую реформу такой, чтобы она хоть немного начала создавать возможности для активной работы и легализации. Реформы должны проводиться в комплексе.

Анна ДЕРЕВЯНКО,  исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации:

— Подсчитать теневую экономику — довольно сложно. 47% — это действительно высокий уровень. И в общем, показатель министерства полностью отвечает реалиям.

Почему бизнес уходит в тень? По его мнению, власть не делает тех вещей, которые ему нужны. Власть делает вещи, которые нужны для макроэкономического равновесия, и в этом следует рекомендациям того же МВФ.  Но и то, что говорит МВФ и другие международные экономические институты относительно улучшения бизнес-климата, на сегодняшний  день не так уж активно проводится. Взять для примера хотя бы налоговую реформу,  которая должна  была бы улучшить ситуацию в стране. В частности, бизнесу необходимо уменьшение нагрузки на фонд оплаты труда, потому что в этом секторе очень много тени.

Во-вторых, уровни права. Нынешняя система упрощенного налогообложения  используется в качестве бреши для избежания налогообложения.  Поэтому «белые» бизнесмены считают, что она должна остаться только для микробизнеса, а не использоваться крупным бизнесом для оптимизации своих потоков. В-третьих, справедливость  возмещения НДС. Некоторые бизнесмены говорят, что если  автоматическая система работает не для всех и не всегда эффективно, то можно вернуться к общей системе возмещения НДС, но сделать ее максимально прозрачной. Чтобы бизнес видел, что если у государства нет денег, то оно возмещает по 10% всем компаниям, а не 100% одной, а остальным — нуль.

Кроме того, следует восстановить доверие к государственным  учреждениям.  Ведь без доверия выйти из тени очень сложно. Для этого нужно иметь институты власти, которые работают справедливо, прежде всего — судебная система.

Кажется, что не хватает решимости и радикальности для того, чтобы бизнес почувствовал серьезные перемены к лучшему.

Бизнесу сегодня кажется, что государство пытается сделать лучше в разных сферах одновременно, но нужны приоритеты и нужно фокусироваться на самых важных вещах.  Понятно, что сегодня — это вопрос безопасности. Но если не будет мощной экономики, то вряд ли этот вопрос когда-нибудь будет закрыт.

Андрей ДЛИГАЧ, соучредитель общественной платформы «Новая страна», соавтор инициативы «Первое профессиональное правительство реформ»:

— В стране на сегодняшний день никакие «антитеневые» реформы не проведены. Реформа налоговой системы, которая якобы проводилась до сих пор, а оказалась «антибизнесовой», загоняет предпринимателей дальше в тень. Несмотря на то, что сам бизнес готов работать честно благодаря Майдану. Но в настоящий момент есть реальные попытки все это исправить. Потому что и Минфин, и Верховная Рада начали прислушиваться к общественным налоговым группам.

Отсутствие доверия к нынешним органам власти со стороны народа привело к уменьшению на 25% розничной торговли, заставляет бизнес искать пути оптимизации расходов. А там, где эти пути — там всегда попытки избежать уплаты налогов.

Мы сами должны провести кардинальную налоговую реформу. МВФ или другие международные институты здесь ни к чему. Предложенные изменения, например, налогообложения заработных плат — уменьшение до 20% — по нашим подсчетам, позволит вывести 20—30% ВВП из тени.

Второй шаг — связан с системой правосудия и правом на собственность. Отсутствие доверия к власти связано с тем, что бизнес не имеет защиты от произвола чиновников. Потому что суд всегда принимает решение в интересах государственных органов. И даже в тех случаях, когда принимается в интересах бизнеса, — государство выполняет менее 1% таких дел.

Сегодня «на руках» у населения — более 90 миллиардов долларов, и вернуть эти деньги в экономику можно только через возобновление доверия. Например, механизм создания внутреннего Фондового рынка. Но все таки все упирается в налоговую реформу.

Мария ЮЗЫЧ, Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ