ЕС стал наибольшим торговым партнером Украины, потеснив на вторую позицию Россию. Доля ЕС в общем торговом обороте Украины составляет 30%. Тем не менее, как отметил руководитель отдела торговли и экономики представительства Европейской Комиссии в Украине Тимо Хаммарен, «украинские предприятия еще не полностью используют потенциал доступа на рынки ЕС». Теперь у отечественных предприятий будет больше возможностей восполнить этот пробел. Во вторник представительство Еврокомиссии презентовало в Киеве электронную службу помощи экспортерам — Export Helpdesk.
Этот проект был начат Еврокомиссией (ЕК) в феврале 2004 года с целью содействия доступу экспортеров развивающихся стран на рынки Евросоюза. Его слагаемыми стали электронная база данных, размещенная в интернете, и электронная служба информации, работающая в режиме реального времени. Бесплатный доступ, интерактивность и удобство — эти достоинства Export Helpdesk уже оценили пользователи сети: в нынешнем году посещаемость сайта (www.export-help.cec.eu.int) составила в среднем три тысячи человек в день. Отныне и украинские пользователи интернета имеют возможность получить подробную информацию о требованиях ЕС и каждой страны-члена сообщества к конкретному товару, а также о налогообложении в ЕС (правда, для этого необходимо знание хотя бы одного языка ЕС — английского, испанского, португальского или французского). Электронная служба также предоставит информацию о преференциальных схемах доступа на рынки и ознакомит потенциальных экспортеров с процессом ввоза товаров в ЕС. В обновленной версии Export Helpdesk появились разделы, которые должны заинтересовать украинских экспортеров: «Общие требования ко всем товарам на уровне ЕС», «Обзор порядка ввоза товаров на территорию ЕС», «Информация об НДС в Евросоюзе», «Информация об акцизных сборах в Евросоюзе».
Характеризуя современные торговые отношения Украины и ЕС, Т.Хаммарен сообщил, что в 2004 году общий объем двусторонней украинско-европейской торговли составил 17,6 млрд. евро (меньше 1% в торговом обороте ЕС), при этом 7,2 млрд. — это экспорт из Украины и 10,4 млрд. — импорт в Украину. Энергоемкие и сельскохозяйственные продукты составляют около 32% украинского экспорта в ЕС, в то время как машинное оборудование и продукты химической промышленности преобладают в импорте ЕС в Украину. По словам Т.Хаммарена, это свидетельствует о существовании определенного дисбаланса в структуре торговли. Он подчеркнул, что использование такого важного электронного инструмента как Export Helpdesk должно помочь украинским производителям в поиске новых возможностей сотрудничества с европейскими компаниями.
Важной особенностью торговых отношений Украина — ЕС Т.Хаммарен называет либерализацию режима ввоза товаров. Исключением являются некоторые виды сталелитейной продукции, торговля которыми регулируется специальным соглашением. В соответствии с ним на импорт стали из Украины установлена квота в размере 980 тыс. тонн на 2005 год и 1 млрд. тонн в 2006 году. Зато ежегодно (с 2000 года) продлеваются либеральные условия торговли украинскими текстильными изделиями. В соответствии с договоренностями Украина снизила тарифные ставки на ввоз текстильных изделий из ЕС, а ЕС в свою очередь отменил все количественные ограничения на их импорт. Продолжая снижать свои максимальные тарифные ставки, Украина в прошлом году привела их в полное соответствие тарифам ЕС. Закономерным итогом такой работы стало подписание в 2005 году соглашения об отмене всех других ограничений в торговле текстильными изделиями и одеждой. Как подчеркнул Т.Хаммарен, значительная часть украинских товаров, ввозимых на рынки ЕС, пользуется выгодами Генеральной системы преференций, предусматривающей уменьшение ввозных ставок для определенных видов продукции.
Первостепенное значение для развития украинско-европейских отношений Т.Хаммарен отводит ускоренному вступлению Украины в ВТО. «Скорейшему — это значит до конца 2005 года, что вполне реально: мы смотрим на это оптимистично», — поясняет он. А сразу после получения членства в ВТО, считает представитель Еврокомиссии, Украина и ЕС смогут приступать к обсуждению вопросов создания между ними зоны свободной торговли, как это обусловлено в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве.