Пчелы умеют плакать — они понимают, когда их семья вымирает, рассказывают пчеловоды. При этом матка погибает последней: она держится до тех пор, пока живет хоть часть ее пчел.
Третий год подряд в разгар медоносного сезона редакция «Дня» получает тревожные новости из регионов о массовом вымирании пчелосемей. Земля под ульями покрывается тельцами мертвых насекомых, а на полях агрохозяйств уже начинают расти угрожающие «объявления».
Пасечники уверены — отравляют насекомых нерадивые агрономы, которые обрабатывают поля запрещенными пестицидами. На эту тему газета написала уже десятки материалов, опросила сотни пчеловодов, агрономов и владельцев сельских хозяйств, на страницах газеты прогнозами и выводами по проблеме массовой гибели пчел делились ведущие ученые. Мы цитировали Альберта Эйнштейна, который предсказывал гибель в промежутке 4 лет со дня смерти последней пчелы на земле, и давали выдержки из последних отчетов Всемирной продовольственной организации ООН (ФАО). Мы говорили с экспортерами меда и его потребителями. Обращались за комментариями к политикам и чиновникам. Были на акции протеста с пчеловодами под Офисом Президента. Единственное, чего не хватает в этом синопсисе трагедии, — интервью самой жертвы — пчелы.
Накануне Всемирного дня пчел, который будут отмечать 20 мая, «День» получил информацию, что Союз пасечников Украины и Гильдия медоваров Украины обратились к руководству государства с просьбой решить ситуацию массового отравления пчел высокотоксичными, а часто и запрещенными в Украине средствами защиты растений и пестицидами, которые снова повторяются в этом сезоне.
«В результате бездействия государственных институтов, обязанных обеспечить выполнение Конституции Украины и охранять окружающую среду от деятельности аграриев, которые используют токсичные СЗР и своими действиями приводят к массовому отравлению пчел, в обществе создалась напряженная ситуация, которая может привести к широкомасштабным акциям протеста», — говорится в письме, которое Гильдия отправила главе государства.
Пасечники жалуются: за 5 месяцев парламент не сделал ни одного шага для принятия закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по защите и развитию пчеловодства», который был зарегистрирован еще в декабре 2019 года.
ФОТО С FACEBOOK-СТРАНИЦЫ АННЫ ОМЕЛЬЧЕНКО
«В апреле того же года, после акции протеста перед Кабинетом Министров, нами внесен проект-постановления Правительства о запрете ввоза в Украину 60-ти наиболее опасных высокотоксичных препаратов. Решение не принято. Мы просим поддержки и защиты своих прав», — говорится в письме.
По оценкам Союза пасечников Украины, в мае-июне прошлого года в Украине погибли от 20 до 40 тыс. пчелосемей. А по самым скромным подсчетам, украинская экономика потеряла из-за этого 50 млн гривен. Точных данных нет ни у кого, в частности потому, что многие пчеловоды не обращаются к официальным структурам после мора на своих пасеках.
«Легче назвать область, где пчелы массово не погибали, чем где это происходило и происходит. Не было таких случаев в Закарпатье, там горы, а следовательно, нет такого товарного производства, сплошных сельскохозяйственных площадей», — отмечает председатель Союза пасечников Украины Владимир Стретович.
Производители агрохимии вину отрицают. Там внимательно следят за ситуацией, а также проводили свое расследование. «Вывод прост: в Украине на законодательном уровне прописан алгоритм, защищающий пчеловодов. Соблюдая эти правила, можно прийти к безопасному использованию пестицидов. Ведь вопрос не в том, какие продукты используют фермеры, а как они их применяют», — объясняет генеральный директор дочернего предприятия всемирно известной японской корпорации «Сумитомо» ООО «Саммит-Агро Юкрейн» Тамара МЕЛЬНИЧАЙКО.
Украина не единственная в проблеме гибели пчел. Это тенденция во всем мире. Даже в странах, где очень строго относятся к химии, происходят массовые вымирания пчел. В 2013 году в ЕС запретили ряд препаратов, которые, по их мнению, вредят пчелам. За 5 лет, пока продолжается запрет, популяция пчел в ЕС вообще не увеличилась. Это официальные данные ФАО, размещенные у них на сайте.
Человечество сегодня столкнулось с глобальной проблемой — «синдром разрушения пчелиных колоний (семей)». И Украина стала еще одним местом на карте, где он прогрессирует. Феномен официально описан наукой, и сейчас он активно изучается в развитых странах. Причин полностью никто не понимает. Но так случается, что пчелы умирают целыми ульями. Ученые и практики сходятся на том, что виновными могут быть высокотоксичные пестициды (средства защиты растений), клещи варроа, вирусные инфекции, изменения климата.
«Суть в том, что пчелы имеют общественный тип существования, они живут колониями или, как принято говорить в Украине — семьями, где есть одна самка, которая отвечает за репродукцию (пчелиная матка или королева), несколько десятков сотен трутней (самцов, которые спариваются с молодыми матками) и десятки тысяч рабочих пчел, в зависимости от возраста и функционального распределения выполняют различные работы в улье. Одной из особенностей такого длительного существования пчел (наука называет 15 млн лет, так как пчелу нашли застывшей внутри янтаря) является само существование семьи пчел как целостного организма. Именно поэтому распад этого организма приводит к неминуемой гибели пчел, ведь в одиночку насекомые существовать не могут», — объясняет доцент кафедры коневодства и пчеловодства НУБиП Украины Леонора Адамчук.
Проблема началась в Северной Америке и впоследствии захватила весь мир. В 2006 году гибель пчел всколыхнула весь мир, когда в среднем погибло в один год около 50% колоний пчел. В Украине, в том числе в Крыму, более остро эту проблему начали регистрировать только с 2018 года. До этого синдром распада колоний случался довольно редко.
Пчеловодство занимает промежуточное звено между растениеводством и животноводством. Прежде всего это связано с тем, что основная роль пчел на планете — это опыление растений. 90% растений нашей планеты своим размножением, образованием, а значит и существованием обязаны пчелам. Эти трофические связи складывались на протяжении тысячи лет, и любое вмешательство со стороны человека ведет к гибели и растений, и пчел, говорят ученые. «Не станет пчел — не станет и 90% растений. А растения являются источником кислорода, продукции для людей, кормопроизводства для животных. Поэтому за растениями исчезнут животные. А человечество столкнется с катастрофической продовольственной проблемой. Альберт Эйнштейн предсказывал 4 года, сегодня ученые говорят, что с современным технологическим развитием человечество протянет максимум 100 лет после гибели последней пчелы», — говорит Адамчук.
Сознательные фермеры понимают, что без пчелы их поле не родит, поэтому должны искать выходы: как обработать посевы от вредителя и при этом не навредить насекомым-медоносам. Полностью отказаться от инсектицидной и фунгицидной защиты растений с сегодняшним темпом распространения карантинных организмов означает резко снизить объемы производства продукции.
«Мы для себя приняли решение выполнять все работы только ночью. И в 6 утра уже заканчивать обработки, мы никогда не заканчиваем. Я понимаю, что мы не закрываем всю Украину, но по крайней мере на своих территориях мы себе четко выработали правило, наверное, лет 8 назад, что во время полета мы никогда не работаем. Это не только из-за пчел, это и эффективность препарата, его испарение и разложение действием солнца. То есть мы в этой ситуации всегда помним, что можем убить пчелу, поэтому всячески стараемся этого не допустить», — говорит директор СООО «ЛНЗ-АГРО» Роман Франчук,
Он рассказывает, что предприятие налаживает контакт с пасечниками и пытается делать все, чтобы не возникало конфликтов.
«Мы нанимаем в пределах 6—7 тысяч ульев в сезон, для опыления участков гибридизации. Для нас это очень важно, и не дай Бог, где-то какой-то конфликт нам иметь с пасечниками. Каждый год огромное количество семей нанимается нами, мы платим за это деньги. Потому обязательным протоколом во время выращивания семян подсолнечника является наличие минимум 4 ульев на гектар для полноценного опыления участков гибридизации. На самом деле это очень большие убытки: вложиться в технологию и не получить полноценного опыления. Поэтому для нас это очень-очень важно: контакт, отсутствие конфликтов, наличие полноценных пчелосемей, чтобы они нормально развивались. Ведь в ситуации, когда пчела попала под действие токсичных для нее агрохимикатов, весь улей не пропадет, но он выпадет «из работы» на 2—3 недели. Семья восстановится, но именно в период опыления, когда она наиболее активна, больше всего должна работать, пчелы просто не будут опылять растения. Поэтому очень-очень важно, чтобы препараты были не токсичны для пчел», — говорит Франчук.
ФОТО C ФЕЙСБУК-СТРАНИЦЫ АЛЕКСАНДРА БИЛЕЦКОГО
Украина входит в топ-5 экспортеров меда в мире и является крупнейшим производителем меда среди стран ЕС. Чтобы уберечь высокий статус и сохранить пчел, в Союзе пчеловодов Украины видят несколько шагов:
1. Введение принципа «презумпция виновности» в отношении фермеров, когда за подозрения в применении запрещенных препаратов фермер должен доказывать, что они не являются такими, а не наоборот.
2. Упрощение процедуры доказывания нанесения материального ущерба.
3. Паспортизация всех пчеловодов, чтобы они имели документ, что они являются владельцами пасек.
«Сегодня парадоксальная ситуация: пасека погибла, а пасечник не может доказать, что у него пчелы были. Потому что он, наученный предыдущими эпохами, боится, что в случае, если он пойдет в сельсовет и скажет, что у него 60 пчел, то вскоре парламентарии примут закон о введении налога на каждую семью (такое было в конце 50-х). И он боится это показать», — объясняет председатель Союза пасечников Украины.
4. Объединяться в союзы.
«Мы сейчас на стадии объединения и сплочения, поскольку питать надежду на защиту от государства бесполезно. Сейчас мы вырабатываем позицию, что должны защищаться сами, и пчеловоды к этому приходят».
5. Современная методика оповещения.
Николаевские специалисты совместно с союзом прошлого сезона разработали программу, которая позволяет с помощью мобильного телефона и включения в перечень рассылки пасечников конкретной территории разослать уведомления об обработке полей.