Негосударственная пенсия могла бы стать достойным дополнением традиционной пенсии в Украине уже с 2009 года. Предприниматели в лице частных финансовых учреждений, со своей стороны, делают все возможное для того, чтобы эта система заработала. Государство, в свою очередь, пока «осторожничает», оттягивая с принятием законодательства, которое бы позволило полноценно запустить пенсионное обеспечение на коммерческой основе. Такая нерешительность вполне оправдана — в условиях несовершенства государственного контроля работы финансовой системы дополнительные меры предосторожности в вопросах социального обеспечения лишними явно не будут...
Так называемые негосударственные пенсионные фонды (НПФ) активно работают в Украине с 2004 года. В 2005 в государстве действовало уже 54 НПФ, в 2007 — 96, к концу третей декады текущего года на рынке было зарегистрировано 105 фондов негосударственной формы. Из них всего 10% — профессиональные, 14% — корпоративные, и подавляющее большинство — 82% — открытые НПФ. Что касается географического распределения НПФ на территории Украины, то киевлянам в этом плане повезло больше других сограждан — порядка 70% НПФ сконцентрированы именно в столице. Остальные размещены преимущественно в восточных и центральных регионах.
Суммарная стоимость активов НПФ, по данным государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины, увеличилась с 137,4 миллиона гривен в 2006 году до 552,1 миллиона гривен в 2008 году, или, практически, вдвое. Это, по мнению экспертов рынка, свидетельствует о том, что предложенная НПФ форма социального обеспечения пользуется большой популярностью у населения, особенно — в контексте несовершенства функционирования государственной пенсионной системы. Интересно, что порядка 50% вкладчиков НПФ — граждане в возрасте от 40 до 65 лет, то есть, возрастная группа, традиционно, в большей степени инертная в вопросах внедрения финансовых новаций, нежели молодое поколение. «Это, в основном, люди либо только вышедшие на пенсию и ощутившие все «прелести» жизни на пенсионные средства, или готовящие себе достойную старость граждане. Понимая перспективы и имея в наличии сегодня кое-какие сбережения, они пытаются максимально застраховать себя от скудного пенсионного обеспечения уже завтра», — отметил коммерческий директор по развитию одного из столичных НПФ Анатолий Райков.
Сегодня НПФ «на прочность» проверяются финансовым кризисом. Фонды сдают экзамен на качество инвестиций. Кто ставил на быструю прибыль — уже считает убытки, придерживающиеся же консервативных взглядов на инвестирование, не только «держатся на плаву», но и являются надеждой государства в вопросах повышения качества социального обеспечения в будущем. Так, по данным Госфинуслуг, по состоянию на конец сентября текущего года 57% пенсионных средств частных вкладчиков НПФ разместили на банковских депозитах, 21% инвестировали в облигации предприятий, 12% — в акции, и всего по 1% — в ипотечные ценные бумаги и объекты недвижимости. Ипотека сегодня, понятное дело, оказалась под наибольшим риском, потому поставившие на данный инструмент приумножения капитала вынуждены просчитывать пути к отступлению. Обвалился, правда, и фондовый рынок. Однако, относительно последнего в Госфинуслуг высказывают надежды на его «скорейшую поправку». «Учитывая то, что инвестиционные средства негосударственных пенсионных фондов являются «длинными», а текущий кризис, как и его предшественники, — явлением временным, следует ожидать, что, когда отечественный фондовый рынок вступит в очередную стадию роста, «наладятся дела» и у НПФ», — отметил директор департамента надзора за негосударственными пенсионными фондами Госфинуслуг Андрей Бахмач. Однако регулятора беспокоит низкий уровень инвестирования пенсионных активов в государственные долговые ценные бумаги — всего 0,9% при максимально возможных 50%. Хотя, о привлекательности данного инвестиционного инструмента для повышения его популярности должно было побеспокоиться государство.
Кто из НПФ устоит в течение кризиса, проявит гибкость наравне с должной ответственностью, в виде «бонуса» получит возможность участия в следующем — активном — этапе государственной пенсионной реформы, когда будет полноценно запущена накопительная система. К слову, запуск второго этапа реформы ожидался в 2009 году. Однако раньше 2010—2011 гг. внедрения накопительного механизма ожидать не стоит. И связано это с тем, что власти, активно «пропиарив» реформу, до сих пор должным образом не подготовили законодательную базу. Вместе с тем, представители рынка торопят законодателей, указывая на то, что оттягивание реализации реформы ограничит в правах самих вкладчиков. Ведь в привлечении вкладов частных лиц в рамках внедрения общегосударственной системы обязательного 7%-го накопительного отчисления с зарплаты работающих предусматривается возрастное ограничение. Так, участниками данной системы смогут стать граждане в возрасте до 39 лет включительно. Все, кому на тот момент исполнится 40 и больше, смогут рассчитывать только на традиционную государственную пенсию, собственные сбережения и дивиденды от частного инвестирования. По словам вице-президента KINTO Эссет Менеджмент Анатолия Федоренко, данная система привлечения вкладов уже в первый год работы могла бы аккумулировать порядка 100 миллионов гривен инвестиций частных лиц, которые можно было бы направить на развитие экономики государства.
А поскольку парламент сегодня работает явно не над законами и вряд ли завтра вспомнит о своих прямых обязанностях, у новой пенсионной нормативной базы пока мало шансов на утверждение. Значит, и «пенсионной реформе» пока суждено быть не более, чем многообещающим понятием?