Правительство хочет сделать невыгодным переоборудование подержанных грузовых машин в легковые. Пока при растаможивании небольшие грузовики под действие акцизного сбора не попадают. Но станут с 1 января 2015 года, если парламент примет законопроект Министерства доходов и сборов Украины. Тогда при регистрации или перерегистрации такого авто в ГАИ собственнику необходимо будет предъявить документы об уплате налога. Коснуться это может нескольких десятков тысяч машин: в прошлом году в страну завезли 99 тыс. подержанных коммерческих грузовиков, из которых в легковушки переоборудовали около 32 тыс.
Подержанные коммерческие легковые авто сейчас завозят значительно меньше: на них как раз акциз распространяется, и вместе с другими налогами он практически уравнивает их стоимость с новыми. Так что, переоборудовав грузовой фургон за $1 тыс., можно сэкономить еще около $3 тыс. Легковушка обойдется тогда в $10—12 тыс. вместо $15 тыс., подсчитали в информационно-аналитической группе AUTO-Consulting.
Определенной мерой такой закон мог бы поспособствовать обновлению автопарка украинских перевозчиков. Занимая должность министра инфраструктуры, Борис Колесников отмечал, что зачастую именно старые грузовые микроавтобусы, переоборудованные в междугородние «маршрутки», становятся причиной тяжелых аварий с многочисленными человеческими жертвами. И пророчил скорое вытеснение их более вместительными автобусами.
Этой весной сообщалось, что Кабинет министров разработал проект постановления, которое запрещает использование переоборудованных автобусов, имеющих до 22 мест и перевозящих пассажиров на расстояние свыше 150 км. Недавно же заместитель министра инфраструктуры Украины Константин Ефименко сообщил журналистам, что именно с 2015 года в его ведомстве планируют запретить использование переоборудованных грузовых автобусов для осуществления пассажирских перевозок. «Уже действует частичный запрет на использование переоборудованных грузовиков для осуществления пассажирских перевозок, но мы планируем осуществить полный запрет этого. Сейчас идут дискуссии, когда лучше это сделать — с 1 июля 2015 года, а возможно и 2016 года», — сказал он.
Дискуссии вокруг этого вопроса идут давно. Как отмечал президент Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков Игорь Шкиря, в отличие от пассажирских автобусов в переоборудованных грузовиках отсутствуют так называемые «ребра жесткости», что делает небезопасным передвижение в них пассажиров. И из-за отсутствия спаренных задних колес в зимний период машина становится неустойчивой. В таких «маршрутках» пассажирам также не очень комфортно ехать: сиденья расположены близко друг к другу.
В ответ «Союз перевозчиков Украины» заверяет, что опасности для пассажиров переоборудованные автобусы не представляют. «Пассажирские «Богданы» и «Эталоны» также делаются на шасси грузового автомобиля на украинских заводах, но после этого не называются переоборудованными», — говорил председатель объединения Валентин Демчук. «На самом деле не в безопасности дело. Есть определенные вопросы к автобусам моделей Sprinter и LT, которые превышают скорость. Но здесь вопрос не в самой конструкции автобуса, а в скоростных режимах», — подчеркивал он.
Союз перевозчиков Украины обращался в Госслужбу по вопросам регуляторной политики и предпринимательства с просьбой способствовать в предоставлении компаниям разрешения на использование микроавтобусов Mercedes Sprinter и Volksswagen LT на маршрутах протяженностью свыше 150 км. «Государство само разрешило использовать автобусы класса Mercedes Sprinter и Volksswagen LT, которые прошли сначала процедуру переоборудования, а в 2011—2012 годах еще и дооборудование для повышения безопасности перевозок, на что были потрачены немалые средства», — заявляли перевозчики.
Как можно понять из сообщений чиновников, на практике добиться полной замены переоборудованных «маршруток» пока не удалось. Вероятно, потому что быстро найти замену большому числу транспорта сложно. Ведь из 80 тыс. автобусов около 30 тыс. штук — переоборудованные из грузовых транспортных средств. И борьба ведется не только на междугородных направлениях, но и на городских маршрутах, на которые ставят более вместительные автобусы. Тенденция эта наметилась во многих украинских городах. Но по-прежнему есть нелегальные перевозчики, полностью проконтролировать которых власть не может.
Впрочем, нынешняя инициатива правительства касается не только тех компаний, которые занимаются пассажирскими перевозками. Ведь небольшие грузовые фургоны весом до 3,5 тонн, вроде Volkswagen Caddy или Renault Kangoo, переоборудуют для собственных нужд.
По подсчетам Миндоходов, введение налога будет ежегодно приносить госбюджету 300 млн. грн. Директор информационно-аналитической группы AUTO-Consulting Олег Омельницкий считает, что если законопроект примут, часть покупателей переориентируется на рынок новых легковых автомобилей. По его прогнозам, сообщает ЛIГАБiзнесIнформ, в этом случае рынок подержанной коммерческой техники упадет вдвое, а сегмент новых легковых авто вырастет на 30—40 тыс. штук.