Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Перевозчики отстали... от Европы

Повернется ли власть лицом к их проблемам
30 января, 2008 - 19:41
«ОКОЛО 60% ТРАНЗИТНЫХ МОЩНОСТЕЙ В УКРАИНЕ УТРАЧЕНЫ, — ЗАЯВИЛ РУКОВОДИТЕЛЬ ГЛАВНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕКРЕТАРИАТА ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ РОМАН ЖУКОВСКИЙ. ПО ЕГО СЛОВАМ, ЧЕТЫРЕ МИЛЛИАРДА ГРИВЕН, КОТОРЫЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ НА РЕШЕНИЕ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ, ПОКРЫВАЮТ ЛИШЬ ЧЕТВЕРТЬ НУЖД НА РЕКОНСТРУКЦИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВО НОВЫХ ДОРОГ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

Небоскреб Минтранса содрогнулся от громких сигналов грузовиков. Дальше они понеслись по столице с «маршем протеста». Так украинские дальнобойщики пытались привлечь внимание чиновников к своим проблемам... Еще осенью прошлого года водители апеллировали к должностным лицам с призывами облегчить условия труда и спасти от гибели довольно важную для экономики отрасль. «Мы видим, как за границей развиваются иностранные транспортные компании, а наши транспортники в то же время вымирают. Почему так? Потому что другие государства заботятся о том, чтобы бизнесу было приятно работать, у нас государство не только этого не делает, оно просто уничтожает его, и чиновники потом с чувством удовлетворения отчитываются, сколько предприятий уничтожили, сколько лицензий забрали», — рассказывал раньше журналистам председатель совета Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Валерий Черненко. Он даже угрожал взять Минтранс в кольцо из фур. «Автомобили разместим прямо в Киеве, на каждом вывесим по вопросу, который нас волнует. Устроим такого рода выставку, скажем, на проспекте Победы или вокруг Министерства транспорта, если оно не замечает наших проблем», — поддерживал коллегу частный предприниматель-автоперевозчик из Краматорска Сергей Дорошенко.

Но должностные лица тогда все-таки уговорили дальнобойщиков не блокировать столичные дороги и отказаться от идеи забастовки, обещая посодействовать решению имеющихся в наличии проблем. Однако, как видим, таким образом удалось только отсрочить акцию возмущенных таким положением дел автоперевозчиков...

«Мы не смогли доказать правильность своей позиции в обычной переписке. Были направлены соответствующие обращения, получены ответы — простые отписки, поэтому мы прибегли к такой акции, — объясняет журналистам поступок коллег Валерий Черненко и снова напоминает о довольно-таки длительной истории противостояния перевозчиков и чиновников. — Эти проблемы возникли не сегодня. Они существуют уже около пяти лет... Все это время чиновники уверяли, что они их будут решать. Однако, к сожалению, проблемы существуют до сих пор».

Масла в огонь прибавила ситуация с огромными очередями на украино-польской границе. Автопредприниматели возмущены не так действиями поляков, как бездеятельностью украинских должностных лиц... В частности, член совета Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Валентин Затхей отмечает: «Почему правительство не предпринимает никаких действий на границе? Это же, фактически, чрезвычайная ситуация! А где тогда соответствующее министерство? Людей хоть бы покормили, оказали бы элементарную помощь...» А Черненко акцентирует внимание на экономической составляющей проблемы: «На сегодняшний день фактически блокирована экономика государства, ведь она отрезана от Европы. Если взять соотношение экономических отношений Украины с Евросоюзом, то 80% грузопотоков идет именно через Польшу». По словам Черненко, ежедневно в очереди на границе дальнобойщики несут 50— 60 миллионов гривен убытков.

Поэтому перевозчики ожидают хотя бы каких-нибудь действий... В письме-требовании к Минтрансу и Гостаможне они требуют реформировать нынешние условия ведения этого бизнеса в соответствии с европейскими стандартами, в частности, уменьшить количество «необходимых бумажек», их цену и время, которое нужно потратить на их получение. Кроме того, дальнобойщики обратились в Министерство иностранных дел и Министерство экономики с призывом требовать от польского правительства компенсации убытков, полученных в результате блокирования украино-польской границы.

Конфликт также связан с тем, что Украина явно отстает от соседей по части конкурентоспособности перевозок и перевозчиков. По словам Дорошенко, по развитию рынка международных перевозок наше государство уже «навеки отстало от Европы». Он подсчитал, что нынче около полумиллиона профессиональных украинских водителей-дальнобойщиков работает за границей, тогда как на родине имеет место дефицит квалифицированных кадров. «Мы сегодня теряем профессионалов... Они уезжают работать за границу, где платят значительно больше. Более того, там нет никаких сборов, никаких проблем с ведением бизнеса», — констатирует Затхей.

«Мы безнадежно отстали! За все время независимости нашего государства Министерство транспорта и связи не разработало концепции развития автомобильного транспорта Украины. Министерство совсем не анализирует эту ситуацию, никак на нее не влияет! — Возмущается Сергей Дорошенко и высказывает официальную позицию бастующих дальнобойщиков. — Для успешного разрешения наших проблем необходимо создать межведомственную комиссию, пригласить туда непосредственно международных перевозчиков и спросить, что мешает эффективно работать... Здесь дорога каждая минута, ведь мы безнадежно отстаем! По количеству автомобилей, по их качеству, «возрастным» характеристикам Европа тем временем с каждым днем продвигается вперед, а мы стоим на месте. И все эти проблемы носят системный характер».

Аналогичные проблемы поднимают перед Минтрансом и столичные маршрутчики. Их беда — тарифы, которые не позволяют работать рентабельно. По их словам, в Украине в последнее время произошел восьмикратный рост стоимости горюче- смазочных материалов, подвижного состава и запасных частей к нему, арендной и заработной платы и тому подобное. «Это привело к значительному уменьшению рентабельности, а на отдельных маршрутах — к убыткам», — рассказывал, взволнованный вследствие проблем городского транспорта, председатель Киевского представительства Госпредпринимательства Виталий Апостолов. Как следствие, по его мнению, происходит уничтожение собственных инвесторов, которые уже вложили 400 миллионов гривен в развитие транспортной отрасли города.

Поэтому и частные предприниматели-перевозчики выдвигают свои требования к власти. По словам председателя Киевской ассоциации работников-перевозчиков «Столица» Валерия Липецкого, сегодня нужно поднять все тарифы на 50 копеек и разработать четкие принципы их индексации. А дотации, которые предлагают перевозчикам за неподнятие тарифов столичные чиновники, называет незаконными и «политическими». «Лучше эти деньги вкладывать в развитие дорожных развязок, приобретение нового подвижного состава и тому подобное», — говорит Липецкий.

Если всего этого не сделать, то совсем скоро подвижный состав значительно уменьшится, а его обновление прекратится, убеждают частные предприниматели. Это, в свою очередь, ставит под сомнение также и обслуживание туристов во время Евро-2012. Коммунальное предприятие «Киевпасстранс» не сможет обеспечить перевозками всю столицу, уверен Апостолов, хотя, по его мнению, «Киевпасстранс» и является монополистом на рынке. Именно коммунальщиков частные предприниматели и обвиняют в львиной доле своих проблем и просят Антимонопольный комитет Украины разобраться в деятельности этого предприятия, в частности, в его ценовой политике... А если частным перевозчикам снова не позволят поднять тарифы, Киев может стать свидетелем новых демонстраций и забастовок, которые парализуют столичные автодороги, считает Липецкий.

Алексей САВИЦКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ