Сокращение персонала — не лучший инструмент в борьбе за выживание в условиях финансово-экономического кризиса. Избавлением от «лишних ртов» эффективность производства не повысить, ведь секрет успеха не в количестве, а в качестве. Мысль не нова, однако всего лишь единицы украинских управленцев применяют ее на практике.
«Как ваше предприятие реагирует на кризис?» — задались вопросом эксперты одной из работающих в Украине консалтинговых компаний. В ходе исследования были опрошены руководители или представители руководящего звена 115 работающих в Украине компаний. Треть участников опроса представляют малый бизнес, 22% — средний, 19% — компании с количеством персонала до 1 500 человек, остальные — предприятия с персоналом свыше полутора тысячи человек. Результат опроса оказался несколько неожиданным: украинский бизнес в целом не только не усвоил уроков кризисных 1994, 1998, 2004 годов, но и, в большинстве своем, не готов сегодня, в «он-лайн» режиме учиться на ошибках коллег.
На вопрос «Сокращаете ли вы численность персонала» утвердительно ответили 35% опрошенных руководителей компаний. Показательно, что 56% работников сокращается в сфере ритейла, по 50% — на производстве и в автобизнесе, от трети сотрудников избавится финансовый сектор и до 30% незанятых рабочих рук высвободится в других отраслях экономики. До 40% работников до конца текущего года может сократить бизнес, специализирующийся на предоставлении услуг.
При этом в 40% опрошенных компаний намерены урезать либо вообще закрыть маркетинговые отделы, в 35% сократят работников службы персонала, в 28% опрошенных компаний под сокращение попадут должности в секторах «финансы и бухгалтерия» и четверть участвовавших в исследовании работодателей намерены «переполовинить» отдел продаж. Другими словами, в большинстве случаев «под нож» попадут либо уже находятся в процессе ампутации «рабочие органы» бизнеса и, образно говоря, в первую очередь, ноги и руки. Возникает логический вопрос — как предприниматели намерены дальше работать, отказавшись от того персонала, который на самом деле как раз и отвечает за рабочий процесс? Хотя, с другой стороны, «разбаловавшись» на успехе роста, который как в экономике в целом, так и в отдельных ее отраслях наблюдался в последние годы, предприниматели несколько раздули свои штаты, набрав «рукой водящих ничего не делающими». Избавиться от такой обузы, понятное дело, полезно. Вместе с тем, по мнению директора консалтинговой компании Hay Group Валерия Марциновича, украинским бизнесменам следовало бы в первую очередь пересмотреть условия найма сотрудников, отказавшись от приоритета предоставления работы на постоянных условиях в пользу найма по контракту. Это, по словам Марциновича, обеспечило бы большую гибкость структуры персонала. А гибкость в условиях кризиса — одно из ценнейших качеств. При этом на Западе ряд категорий персонала в компанию нанимается вообще по аутсорсинговой системе типа «попользовался (услугами) — передай дальше». В Украине такой инструмент организации труда пока в новинку и практикуется всего лишь в направлениях предоставления сервисных услуг.
Удивило исследователей также то, что на вопрос «Изменили ли вы планы повышения зарплат в условиях кризиса?» 24% опрошенных задекларировали намерения не повышать зарплаты, 25% намерены повысить зарплату сотрудникам несколько меньше ранее запланированных показателей и 42% (!) работодателей не будут менять планы по повышению зарплат. В данном контексте Марцинович указал на то, что в Украине практикуется «несколько отличная» от западной практика вознаграждения труда, особенно — в части премирования. Так, в отечественных компаниях премии выдают, как правило, немотивированно и без должных оснований, что значительно расслабляет персонал. В то же время, в западных компаниях практикуются денежные поощрения за долгосрочный планомерный результат, что мотивирует работника совершенствоваться, ставить новые цели и достигать их. По мере увеличения результативности растет и вознаграждение.
В целом же, проблема отечественных управленцев, по мнению западных экспертов, в том, что в их «иммунной системе» напрочь отсутствует «закаленная кризисом ДНК», что объясняется тем, что позиции топ-менеджмента во многих компаниях сегодня занимают молодые люди в возрасте 30 — 35 лет и имеющие небольшой опыт в решении антикризисных задач. А главный недостаток управления украинским бизнесом — отсутствие далеко идущих стратегий и «неэкономная экономия», а также малый показатель производительности труда. И если в течение сложного 2009 года отечественные предприниматели не исправят этих ошибок, о качественном перезапуске украинской экономики говорить не придется.