Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пивная бутылка: бить или не бить?

Спор решит цена газа
17 июня, 2008 - 20:24
ПРОЕКТНАЯ МОЩНОСТЬ ЗАВОДА — 300 МИЛЛИОНОВ ЕДИНИЦ СТЕКЛОТАРЫ РАЗЛИЧНОЙ ЕМКОСТИ И ФОРМЫ В ГОД. НО ОСНОВНОЙ ВИД ПРОДУКЦИИ — ОБЛЕГЧЕННЫЕ БЕСЦВЕТНЫЕ БУТЫЛКИ / ФОТО АВТОРА

Еще совсем недавно в столичном метро висела социальная реклама с призывом не бить бутылки. Однако это не была борьба с бескультурьем и невоспитанностью. Прагматичные украинские пивовары пытались таким образом повлиять на потребителей, чтобы увеличить количество так называемой возвратной тары, использование которой давало им, а также и государству некоторую экономию. Конечно, параллельно реализовалась также и воспитательная функция. Но при этом предприниматели столкнулись с некоторыми проблемами... Возвратная тара, почувствовав к себе хоть немного внимания, «зазналась» и начала дорожать (что здесь странного, если повысился спрос) и до такой степени, что стала уже и не очень выгодной...

А кроме того, многие из производителей пива обратились к эксклюзивным бутылкам. И именно в этом «гнездилась» смерть возвратной бутылки. Дело в том, что найти, отобрать и доставить на завод такую тару вовсе нелегко. Тем более, что расходы на сети приемных пунктов быстро приближались к расходам на приобретение новых бутылок, а с недавних пор и превысили их.

Не удивительно, что именно тогда и появился в Украине завод, который будет производить дешевую стеклотару. ООО «Мерефянская стеклянная компания», как утверждает его руководство, запустило на Харьковщине самый современный завод стеклотары в СНГ, работающий по NNPB технологии (Narrow Neck Press and Blow — узкогорлое прессовыдувание). Она позволяет изготовить бутылку меньшего веса, однако более крепкую, что обеспечивается равномерной толщиной ее стенок.

«В Украине эта технология является самой новой и самой перспективной. В Европе она используется уже давно... Отечественный же рынок стеклотары находится на зародышевой стадии — в стадии начала восприятия процесса NNPB...» — уверяет руководитель службы маркетинга компании Алексей Бузина.

Начало оказалось неплохим — предприниматели уже наладили связи с отечественными и иностранными клиентами и собираются стать лидером на рынке стеклотары, благодаря NNPB, который приблизительно на 10% уменьшает себестоимость бутылки. Таким образом, новая тара заинтересовала пивоваров... С некоторыми уже есть предварительные договоренности.

«Мы прогнозируем увеличение использования пивоварами стеклотары, даже переход на нее от ПЭТ-упаковки, — говорит Бузина и продолжает: — При процессе NNPB с максимальным снижением веса тара получится невозвратной... И начиная с 2009 года, прогнозируется кардинальное сокращение возвратной тары и полный постепенный переход на рынке на невозвратную, ведь те расходы, которые компании имеют сегодня на сбор повторного эксклюзива, несопоставимы с тем, сколько можно купить новой. Невозвратная тара теперь однозначно будет преобладать на рынке».

С этим согласен и коммерческий директор компании Роман Рыбачук: «При производстве тары мы используем и стеклобой. В последнее время, где-то с мая 2008 года, цены на стеклобой значительно выросли. И сейчас тем, кто принимает возвратную тару, выгоднее бить собранные бутылки и поставлять на заводы стеклобой... Возвратная тара стала слишком дорогой для пивоваров, и можно утверждать, что ряд ведущих отечественных производителей пива в следующем году полностью откажется от нее».

Однако пивовары не спешат: «Бутылки принимать будут. Изменения коснутся только нецветной прозрачной бутылки»... Как объяснили «Дню» в компании «САН ИнБев Украина», речь о полном отказе от возвратной цветной тары пока идти не может, ведь в стране определенный дефицит цветных стеклянных бутылок. Для их производства просто не хватает соответствующих природных ресурсов. Что же касается прозрачных бутылок, которые используют для отдельных сортов пива, то они действительно уже будут одноразовые — так дешевле...

«Наша компания будет и в дальнейшем использовать возвратную цветную бутылку. Планов по отказу от нее нет... Поэтому считаем, что у этого бизнеса есть будущее», — комментирует директор по логистике компании «САН ИнБев Украина» Виталий Карташов.

Компания «ВВН Украина» официально также не собирается полностью отказываться от возвратной бутылки, да еще и утверждает, что наоборот, со временем ее важность будет только увеличиваться... «Технология производства облегченной тары действительно имеет место в мировой практике, — сказал «Дню» первый заместитель генерального директора группы предприятий «BBH Украина» Юрий Быкориз, — Стоимость такой «одноразовой бутылки», по нашим подсчетам, на 10— 15% ниже возвратной... Но решение здесь прямо зависит от объема выпускаемого продукта и оборотности тары в течение года. Если бутылка обращается менее четырех раз, то действительно есть смысл использовать одноразовую. Но, например, на одном из наших брендов оборотность тары около 8— 11 раз в год (в зависимости от сорта пива)... Таким образом, с бизнесом возвратной тары в ближайшие 15—20 лет ничего плохого не случится, потому что при переходе на невозвратную бутылку мощности стеклозаводов нужно увеличить в 4—5 раз. К тому же одна из составляющих производства стекла — это газ, который «очень красиво» растет в цене. Поэтому именно возвратная цветная тара будет все более актуальной».

Алексей САВИЦКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ