Около 93% украинцев не будут платить налог на недвижимость, поскольку владеют общей площадью ниже облагаемой налогом нормы. Эту в некоторой мере радостную для граждан новость сообщила на днях заместитель директора департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Украины Светлана Сороко, комментируя отдельные положения подготовленного министерством законопроекта «О налоге на недвижимое имущество (недвижимость)». Она также отметила, что налоговый период будет исчисляться, исходя из срока фактического владения объектом недвижимости: «Налоговый период составляет год как для физических, так и для юридических лиц, но если недвижимость приобретена летом, то налог в этом году нужно будет платить за полгода».
В то же время, информировала С.Сороко, строящиеся объекты, в частности, жилые дома, будут облагаться налогом на недвижимость с момента ввода в эксплуатацию. По ее словам, если жилой дом введен в эксплуатацию, но квартиры в нем не проданы, налогообложение будет вестись по фактическому владельцу, т.е. «налог будет платить юридическое лицо, на балансе которого находится здание и которое построило его с целью получения прибыли». С.Сороко обратила внимание на то, что в случае, если жилая недвижимость находится в собственности физического лица и используется с целью получения прибыли, а не для проживания, то она является объектом налогообложения.
Согласно законопроекту объектами налогообложения являются жилые дома или их части (квартиры), садовые дома, дачи, гаражи и т. п., а также сооружения — материальные объекты, подпадающие под определение первой группы основных фондов согласно Закону «О налогообложении прибыли предприятий». Налогоплательщиками определены физические и юридические лица, являющиеся собственниками или пользователями недвижимого имущества на правах финансового лизинга. Проект закона предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления правом устанавливать ставки налогообложения зданий и сооружений в пределах 0,5—1% базы налогообложения. Физические лица уплачивают налог равными долями два раза в год до 15 августа и 15 декабря, юридические лица уплачивают его ежеквартально.
При налогообложении граждане пользуются определенными льготами. Не подлежат налогообложению здания (квартиры), являющиеся основным местом жительства для физического лица, из расчета 21 квадратный метр общей площади на каждого члена семьи плюс 20 квадратных метров на семью. Также не будут облагаться налогом 80 квадратных метров общей площади в случае проживания одинокого пенсионера или двух лиц пенсионного возраста.
Насколько существенна эта льгота можно судить по условному примеру, приведенному специалистами Госкомитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. Семья из трех человек, проживающая в квартире общей площадью 97 кв. метров и стоимостью 120 тыс. грн., при ставке налога 0,8% должна заплатить за облагаемый налогом излишек в 14 кв. метров (97—83) 138 грн. в год.
Министерство финансов рассчитывает за счет введения налога на недвижимость ежегодно пополнять казну на полтора миллиарда гривен. Однако, судя по критическому тону начавшихся обсуждений законопроекта, документ еще сыроват. К примеру, в Госкомпредпринимательства считают, что в нынешнем виде законопроект принимать преждевременно. Это прежде всего связано с тем, что еще не установлен порядок проведения оценки недвижимого имущества и не определен орган, который будет вести государственный реестр прав собственности на имущество. Предприниматели, участвовавшие на днях в консультациях по этому законопроекту, отмечают, что им предусматривается сложная, громоздкая процедура для физических лиц: подача в налоговые органы деклараций об имущественном состоянии и доходах, подача в течение года сведений об уменьшении базы налогообложения, что может быть вызвано рождением детей, изменением семейного положения и т.д. Кроме того, применение оценочного метода налогообложения влечет за собой дополнительные затраты и не исключает элементы коррупции в случае необходимости оперативного получения данных по оценке имущества.
С другой стороны, по мнению эксперта Национальной ассоциации развития торговли и сервиса Андрея Близнюка, налоговые органы физически будут не в состоянии вести учет всех изменений недвижимого имущества. Ассоциация высказывает опасения, что это может привести к неограниченному росту полномочий налоговых органов. Она также считает совершенно неприемлемой норму о том, что должностное лицо государственной налоговой службы имеет право входить на территорию, где расположено строение или сооружение, подлежащее налогообложению, с целью уточнения расчета базы налогообложения в тех случаях, когда требуется ее коррекция. Это противоречит Конституции Украины, гарантирующей неприкосновенность жилища и не допускающей проникновения в него, за исключением обоснованного решения суда.
К сожалению, констатирует А.Близнюк, в минфиновском законопроекте не нашли отражения многие рациональные зерна, которые можно отыскать в четырех предыдущих вариантах закона, внесенных народными депутатами.