В операционном счете и в движении финансового капитала не произошло опасных изменений, которые бы требовали существенной коррекции курсовой политики...
Наш вывод заключается в том, что:
Первое. Фундаментальные факторы действуют на стороне долгосрочной тенденции умеренного усиления обменного курса гривни по отношению к валюте неформальной привязки.
Второе. Ситуативные факторы не вызвали потребности в систематическом вмешательстве интервенций Нацбанка в операции межбанковского и валютного рынка. Амплитуда колебаний курса еще не создает угрозы для инвестиционного и критического импорта. Действие сезонных, а также временных, связанных со всплеском спроса на валюту со стороны «Нафтогазу України» факторов, претерпевает постепенную экспирацию.
Третье. Нацбанку можно посоветовать принять во внимание тенденцию к снижению стоимости энергетического импорта, в частности, нефтепродуктов. В этих обстоятельствах нет надобности рисковать состоянием ликвидности банковской системы. Продажа валюты могла бы несколько ухудшить перспективы удержания резервов на достигнутых исторически максимальных уровнях. Целесообразно также обратить внимание на то, что разница между официальным и рыночным курсом сегодня вдвое меньше, чем та, которая была до майского сближения. Тогда она на пике составляла 12,2% (4,5 гривни за доллар по сравнению с 5,05 гривни за доллар). Сегодня — только 4,5% (5,10 гривни за доллар по сравнению с 4,86 гривни).
Относительные «потери» для экспорта в марте — середине мая были больше, чем «приобретения» в августе—сентябре.
Приведенные выводы и практический совет сформированы по результатам анализа августовских изменений в платежном балансе. Принимались во внимание:
Сохранившиеся базовые тенденции:
Первая. Преобладающие темпы роста экспорта товаров и услуг. Экспорт — 60,9% в августе, импорт — 56,5%. Такая тенденция продолжается второй месяц подряд. Это улучшает перспективы торгового баланса. Претерпевает определенную нормализацию спрос на валюту для финансирования импорта. Уже в августе импорт товаров рос на 6,5% медленней, чем в июле (56,5% по сравнению с 63%).
Вторая. Продолжается процесс более динамичного, чем в соответствующем периоде прошлого года, наращивания позитивного сальдо баланса услуг (547 миллионов долларов в августе по сравнению с 484 миллионами в июле, что на 221 миллион долларов больше за восемь месяцев текущего года, чем год назад за этот же период).
Третья. Как и во все предыдущие месяцы, профицит финансового счета значительно (в 3,2 раза) превышает дефицит операционного счета (1 миллиард 954 миллиона долларов по сравнению с 607 миллионами долларов).
Вне всяких сомнений, сумма дефицита текущего счета и профицита финансового будет позитивной. И это сальдо сводного платежного баланса, которое сегодня составляет 6 миллиардов 232 миллиона долларов, останется в измерении с «плюсом» и по итогам года.
Тенденции, которые подверглись изменениям:
Первая. После достижения максимального в этом году чистого прироста прямых иностранных инвестиций (1 миллиард 428 миллионов долларов), в августе они росли в 1,2 раза медленнее (1 миллиард 181 миллион долларов).
Вторая. Отток краткосрочного капитала в августе резко усилился: до 762 миллионов долларов (сальдо) с уровня 385 миллионов долларов, то есть в 2 раза. Событие ожидаемое. Спровоцированная событиями на мировых финансовых рынках и соответствующим обратным движением средств нерезидентов с рынков, подобных украинскому.
Третья. В связке с тенденцией оттока краткосрочного капитала нерезидентов, в августе произошел ощутимый всплеск репатриации доходов, полученных с прямых и портфельных инвестиций. В июле позитивное сальдо доходов в счете текущих операций составляло 1 миллион долларов, а в августе оно трансформировалось в негативное (200 миллионов).