Экономический рост в Украине в прошлом году был просто потрясающим. Сильная динамика ВВП впервые в истории независимости измерялась двузначной цифрой — 12,0%. Даже с учетом возможных будущих уточнений такой показатель будет, по всей вероятности, одним из самых высоких в мире. Понятно, что он является пиковым в данной фазе бизнес-цикла Украины. Вместе с тем, ресурс восстановительного роста в нашей стране все еще не исчерпан.
КАЧЕСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ
Динамика ВВП в 2004 году имела два основных тренда: восходящий (с января по август) и нисходящий (с сентября по декабрь) и сошла с супервысокой орбиты 13,6% до 12%. Макроэкономические успехи декабря были более чем умеренными — все отрасли снизили темпы, а инфляция ускорилась и выросла. Но все это можно было предугадать, учитывая возможные последствия ноябрьских политических событий и декабрьского ухудшения ожиданий производителей и потребителей в условиях предвыборного напряжения (мои прогнозы относительно макроэкономической динамики на этот период оправдались). Однако прогнозный показатель роста ВВП, заложенный в расчеты Государственного бюджета на 2004 г., был превышен в 2,5 раза (12% против 4,8%).
Менее однозначными, чем количественные, были в прошлом году качественные показатели. Инфляция перекрыла динамику ВВП (12,3% против 12%). Оптовые цены вдвое опередили ВВП (24,7 %). Как следствие перекрыты не только правительственные намерения относительно ВВП, но и прогноз инфляции потребительских цен (12,3% против 6,3%), что свидетельствует об опасном увеличении «платы» за экономический рост. Кроме того, восходящее движение ВВП сопровождалось дальнейшим наращиванием как внутреннего, так и внешнего государственного и корпоративного долга. И это при значительном росте активного сальдо текущего счета платежного баланса. В целом, прямой государственный долг возрос на 3,2% (за десять месяцев), внутренний — на 4,3%, внешний — на 2,7%. Повышение небольшое, но абсолютно нелогичное в пиковой фазе бизнес-цикла, когда лучшим выбором было бы сокращение задолженностей. И самое главное — впервые за годы роста был таким значительным дефицит бюджета.
Правда, социальная результативность экономического роста по сравнению с 2003 годом существенно повысилась. Реальные доходы повысились в 2,7 раза (16% против 5,8%), реальная зарплата — в 1,5 раза (24% против 15,3%). Произошло резкое повышение пенсий. Если в 2003 г. реальные доходы росли медленнее, чем ВВП (5,8% против 9,6%), то в прошлом году — опережающими темпами (16 % против 12,0%). Таким образом, потребительский спрос завершил прошлый год на высокой ноте. Реальная зарплата на 12% опережала в своей динамике рост ВВП (24,0% против 12,0%), а в 2003 г. только на 5,7% (15,3% против 9,6%). То же самое можно сказать и относительно инвестиций. В 2003 г. темпы роста инвестиций в основной капитал опережали динамику ВВП на 18,1% (27,7% против 9,6%), а в прошлом году (данные за 9 месяцев) на 21,1% (34,5% против 13,4%).
Вывод состоит в том, что хотя главным маршевым двигателем роста ВВП в 2004 г. остался внешний спрос, но роль внутреннего значительно возросла, и баланс внешних и внутренних факторов экономического роста стал лучше, чем в 2003 г. Отрасли конечного потребления, машиностроение и строительство росли быстрее, чем промышленность в целом. В то же время несколько уменьшилась динамика материало- и энергоемких производств. А производство и распределение электроэнергии, газа и воды во второй раз за годы экономического роста сократилось на 1,1% при росте промышленности на 12,5%. Самыми высокими за все годы независимости темпами возросла в прошлом году и производительность общественного труда — ВВП увеличился на 12%, тогда как занятость практически осталась на уровне 2003 г. Следовательно, роль качественных интенсивных факторов роста ВВП усилилась.
Характерно, что промышленность в целом росла такими же темпами, как и ВВП (12,5% против 12%), в то время как в 2003 г. она на 6,2% опережала (15,8 против 9,6%). Это свидетельствует об увеличении роли сферы услуг, строительства, транспорта как прогрессивного структурного фактора сдвигов в экономике.
ПЕРСПЕКТИВА РОСТА
Итак, главный прогноз на нынешний год состоит в том, что темпы ВВП могут оставаться высокими. Правительственный прогноз роста ВВП ориентируется на инерционную модель — 6,5%. Близкой была динамика ВВП в 2002 году — 5,2%. В 2001, 2003 и 2004 гг. наблюдался ускоренный рост — 9,2%, 9,6%, 12%. Однако, согласно моим подсчетам, при определенных условиях, в 2005 году в Украине может быть сохранен ускоренный рост на уровне 8—9%. Обеспечить такой сценарий может в первую очередь нормальный спрос: отсутствие шокового спада внешнего спроса и достаточно разогретый внутренний. Кроме того, важными факторами будут достижения среднего для Украины урожая зерновых и пороговой инфляции (не выше 8-9%) и нормальная кредитная активность (20-25% прироста). Хотелось бы также верить в позитивный эффект постприватизационной адаптации предприятий.
Но самыми главными факторами, безусловно, будут выступать новый импульс структурных реформ — позитивный вклад экономической политики правительства, который должен в первую очередь обеспечить позитивные ожидания в стране и весомый приток иностранных инвестиций. Кроме того, нужен высокий уровень синхронизации фискальной и монетарной политики.
Из-за отсутствия упомянутых условий рост ВВП может быть инерционным (5—6%). Речь идет о сформированных инфляционных ожиданиях, а также ожиданиях неуверенности у инвесторов и потребителей. Низким является качество бюджета, дефицит которого создает реальную угрозу ценовой стабильности. Ослаблена кредитная активность. Но самое главное, что уменьшаются внешний спрос и цены на товары традиционного экспорта, мировая торговля вообще замедляется.
При этих условиях правительству можно рекомендовать действия, которые должны стимулировать макродинамику. Крайне важно всеми возможными вербальными и реальными средствами демобилизовать негативные и сформировать позитивные ожидания. Для этого следует как можно быстрее и качественнее скорректировать бюджет, утвердить амбициозную социально-экономическую программу, выступить с сильными антиинфляционными заявлениями, подготовить вместе с Нацбанком и задействовать Программу неотложных мер по устранению инфляционной угрозы, развернуть пропаганду первых экономических указов Президента, особенно по социальным вопросам (дать новый импульс проведению пенсионной и налоговой реформы), усилить обменный курс национальной валюты, возобновить и обновить процесс приватизации. Правительству, согласно предвыборным намерениям Президента, необходимо с первых месяцев развернуть антикоррупционную программу в тесном сочетании с административной реформой, освобождением бизнеса от остатков чрезмерной регуляции и налоговой амнистией.
На международном направлении следует возобновить активное сотрудничество с МВФ и Мировым банком, сделать дополнительные усилия для поддержки экспорта и повышения эффективности внешнеэкономических отношений с Россией (надеемся, этому будет способствовать визит Президента в Москву), начать широкую кампанию по привлечению иностранных инвестиций и создать условия для приостановки оттока капитала (для этого необходимо сдвинуть с места и решить проблему совершенствования судебной защиты прав собственности).
Исходя из этого можно спрогнозировать и действия Нацбанка. Обычно январь-февраль — это период, когда он традиционно не делает резких движений ни в сфере процентной, ни в сфере валютной политики, ожидая макроэкономических последствий первых стартовых месяцев года, чтобы выяснить, какой из рисков — ускорение инфляции или дальнейшего спада роста, станет доминирующим. В зависимости от этого акцент может быть сделан на антиинфляционный или антирецессионный ответ. Возможно, нужно будет в первую очередь помочь правительству в общих мерах по дополнительному разогреванию темпов экономического роста, чтобы не допустить резкого перехода от бумового роста к переохлаждению. Но январь может продемонстрировать и угрозу инфляции. Следует понимать, что рост цен должен быть не настолько низким, чтобы помешать мотивации ускоренного роста, но и не настолько высоким, чтобы рост совокупных конечных доходов (ВВП) был нейтрализован в реальном их измерении. Дилемма Нацбанка: избежать переохлаждения экономики и в то же время погасить инфляционную волну, генерируемую известными событиями последней четверти прошлого года. В монетарной, как и в других областях политики, главное — умение выждать, чтобы смягчить остроту выбора между двумя нежелательными последствиями будущих действий.