В повышенном контроле за перегруженными фурами появился первый побочный эффект. С учетом лимита — 24 тонны груза — нынешний рекордный урожай зерновых транспортировать невыгодно, констатируют перевозчики. Ведь в отечественные зерновозы уже традиционно грузят в среднем 35 тонн. Именно такую грузоподъемность учитывают при заключении контрактов, и, соответственно, в расчете себестоимости услуги.
«Перевозчик в данных условиях не сможет существовать вообще. Рано или поздно сложится такая ситуация, что держать автомобильный парк будет невыгодно. И перевозчикам придется распродавать автомашины. Потому что по данным расценкам без перегрузки ездить просто невозможно», — констатирует президент Ассоциации аграрных перевозчиков Украины Янина Кучерова.
Как считают в ассоциации, спасти ситуацию могут разве что сами аграрии — если возьмут на себя уплату штрафов за перегрузку, которые теперь достигают 1700 грн. Впрочем, у аграриев и без того хватает проблем — нынешний урожай будет на 15 млрд грн. дешевле прошлогоднего. Поэтому дополнительные расходы сельхозпредприятия попробуют включить в цену зерна.
«Если автопоезд может перевозить 40 тонн зерна, а ему из тех циркуляров в итоге — не больше 23, то сами понимаете, что перевоз будет стоить в полтора раза дороже. И за все это заплатит товаропроизводитель. А завтра это уже будет учтено в цене на зерно», — уверен генеральный директор Украинской аграрной конфедерации Сергей Стоянов.
Впрочем, кардинально поднять цену на зерно не сможет даже возможный логистический коллапс. Ведь, как констатируют специалисты, в мире теперь наблюдается излишек хлеба. В этот маркетинговый год его могут собрать на 12% больше, чем в прошлом. Поэтому цены, например, на украинскую пшеницу теперь достигают 240 долларов за тонну. В прошлом же году за нее давали все 360 долларов.
Между тем за лишним весом отечественных фур следят все тщательнее. За май-июнь этого года Укртрансинспекция обнаружила на 50% больше нарушителей, чем в прошлом году. Из более 10 тыс. проверенных фур перегрузку обнаружили в 303-х, общая сумма штрафов которых превысила полмиллиона гривен. Как напоминают в Госавтоинспекции и Укравтодоре, в жару вес автомобиля вместе с грузом не должен превышать 24 тонны. Иначе перевозчику придется платить штраф до 1700 грн.
«С целью сохранения автомобильных дорог от разрушения грузовиками, особенно в период повышенной температуры воздуха, Укравтодор принял решение по введению ограничений на движение транспортных средств общим весом более 24 тонн, или нагрузкой на ось более 7 тонн, в период, когда температура воздуха выше 28 градусов по Цельсию», — отмечает начальник отдела организации дорожного движения Департамента ГАИ МВД Украины Станислав Мизин.
Ночью же, когда жара спадает, допустимый вес фуры — 38 тонн, констатируют в Укравтодоре. Мол, перевозчиков ограничивают не по собственной прихоти. Такие же нормативы действуют и за рубежом. Впрочем, по данным экспериментального автоматического пункта весового контроля на трассе Киев-Чоп, более 80% украинских фур весят более 40 тонн.
«Подавляющее большинство стран ограничивают общий вес автопоезда 38—40 тоннами. Попытка же перевозчиков перевозить больший груз за рейс понятна. Они при этом получают большую выгоду. Но при этом, к сожалению, разрушают дороги», — рассказывает начальник отдела ДАК «Автомобильные дороги Украины» Виктор Горошко.
Между тем железнодорожных мощностей аграриям традиционно не хватает. «Вагонов зерновозов у нас 12 тысяч. А реально бегало 6—8 тысяч. Весной, зимой были очень большие проблемы», — напоминает Стоянов.