Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Почему именно Украина стала «пиратом №1»?

В Госслужбе по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности утверждают: наша страна не может сравниться с такими странами, как Россия и Китай. Там объем нарушений и убытки, которые наносятся американским компаниям, значительно больше. Но...
30 мая, 2013 - 12:25
ФОТО КОСТЯНТИНА ГРИШИНА

На следующей неделе должно стать известно, какие именно санкции применит управление торгового представителя США (USTR) по отношению к Украине. Напомним, в начале мая в опубликованном отчете Special 301 Report Украину за нарушение прав интеллектуальной собственности опять признали единственной в мире «приоритетной» страной, в которой более всего нарушаются права интеллектуальной собственности. А согласно отчету, в течение 30 дней Управление торгового представителя США должно было провести специальное расследование по части 301 Акта о торговле, которая дает право президенту США принять меры против нарушителя. Предварительно известно, что присвоение этого статуса запускает процесс по пересмотру адекватности доступа Украины к режиму генерализованной системы преференций (беспошлинный ввоз определенных товаров), а также дополнительным экономическим санкциям.

Официальный перевод обоснования решения относительно включения нашей страны в Priority Watch List (Отчет 301) утверждает, что ухудшение ситуации с надлежащей защитой авторского права и смежных прав в Украине произошло, прежде всего, в связи с непрозрачной деятельностью организаций коллективного управления по сбору вознаграждения (роялти), интернет-пиратством и использованием пиратского программного обеспечения.

В управлении торгового представителя США комментируют, что Украина постоянно не выполняет обязательства, взятые по Плану действий США 2010 года. И уровень защиты интеллектуальных прав здесь постоянно снижается, говорится в отчете.

Поэтому управление торгового представителя США определило три главные сферы нарушений интеллектуальных прав в Украине:

во-первых, несправедливое и непрозрачное администрирование в системе обществ, которые собирают отчисления за использование интеллектуальной собственности и передают их правособственникам в США и в других местах;

во-вторых, широко распространенное (и признанное) использование нелегального программного обеспечения правительственными учреждениями в Украине;

и, наконец, в-третьих, отсутствие действенных мер для борьбы с распространенным нарушением авторских и смежных прав в интернете.

Как известно, Украина вернула статус «приоритетного» нарушителя прав интеллектуальной собственности после семилетнего перерыва, в течение которого таких нарушителей в мире вообще не было. В прошлый раз Украина имела этот исключительный в мире статус с 2001-го до начала 2006 года. В течение этого времени она была исключена из Общей системы преференций США, на нее также были наложены экономические санкции на сумму в 75 миллионов долларов ежегодно.

Поэтому не удивительно, что нынешняя ситуация вызвала бурную реакцию со стороны творческой общественности Украины (авторы, исполнители, рекординговые компании), музыкальных экспертов и специалистов по защите интеллектуальной собственности. Дмитрий Прикордонный из Коалиции исполнителей и продюсеров Украины считает: «Правительство США предоставило четкое обоснование своего решения — хаос в коллективном управлении музыкальными правами (об этом наша организация говорила давно и много), а также засилье интернет-пиратства, которое просто не дает никакого шанса развить цифровую дистрибуцию в Украине».

«Введение обещанных реформ по модернизации правовой среды до сих пор пребывает в тупике. Интернет-пиратство остается практически без внимания. Организации коллективного управления, должным образом уполномоченные правособственниками, утратили свою государственную аккредитацию, что привело к путанице на рынке и потерям прибылей. Мы надеемся, что правительство Украины применит срочные меры для решения этих вопросов, прежде чем будут введены санкции», — дополнил исполнительный вице-президент Американской ассоциации рекординговой индустрии (RIAA) Нил Туркевиц.

А вот певица Руслана Лыжичко убеждена: борьбу с пиратством в Украине нужно уже начинать «на ментальном уровне». «Пока вопрос авторских прав ждал своей очереди на решение, пираты построили целую монополию, которую уничтожить теперь практически невозможно, — обосновывает свое виденье артистка. — А изменить привычку пользователей платить за музыку можно лишь через несколько поколений, если с сегодняшнего дня мы начнем учить своих детей ценить интеллектуальную собственность так же, как невозможно взять вещи с полок магазина просто так. Пиратство развивается и существует не потому, что становится больше пиратов, а потому, что у них становится больше потребителей».


В то же время в Государственной службе по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности Украины убеждают: нам еще пока нечего бить тревогу.

Вот, что рассказал в блиц-интервью «Дню» первый заместитель председателя Государственной службы по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности Алексей ЯНОВ:

В начале мая Управление торгового представителя США признало Украину «пиратом №1 в мире». Как вы думаете, почему Украина — единственная страна с таким статусом? Известны ли вам страны, где ситуация хуже украинской, но они не попали в список Priority Watch List?

— Не наша задача проводить оценки, а Офиса управления торгового представителя относительно уровня защиты прав интеллектуальной собственности.

Если говорить об объективных объемах нарушений, то Украина не может сравниться с такими крупными странами, как Россия и Китай. Там объем нарушений и убытки, которые наносятся американским компаниям значительно больше.

Внесение Украины в данный список говорит о том, что по мнению офиса торгового представителя, защита прав интеллектуальной собственности здесь недостаточна.

Правительство США отстаивает права американских корпораций, которые хотят получать от Украины гораздо больше денежного вознаграждения, чем они получают сейчас за производимый продукт.

За 30 дней должно было пройти специальное расследование по специальному отчету № 301 (Special 301 Report), которое дает право президенту США принять меры к нарушителю, то есть к Украине. Предварительно известно, что присвоение этого статуса запускает процесс пересмотра доступа Украины к системе преференций. В частности, беспошлинного ввоза товаров на территорию США. Также — дополнительных экономических санкций. Что собой представляет это расследование? Известны ли вам предыдущие его результаты?

— Вопрос не отвечает нормативному регулированию США. Поскольку только в течение 30 дней после опубликования отчета офис торгового представителя должен принять решение относительно того, будет ли он проводить расследование. Если решение утверждают, то у офиса есть от 6-ти до 9-ти месяцев для того, чтобы совместно с правительством страны провести необходимые консультации, детально изучить ситуацию и прийти к соответствующим выводам. Нас еще не проинформировали о принятом решении.

Важно еще то, что офис торгового представителя принимает решение, основываясь на информации, которую получает от лоббистских структур, что имеют бизнес в сфере интеллектуальной собственности.

Каковы ваши сегодняшние действия?

— Мы проводили встречи с представителями музыкального бизнеса. Были компании Сatapult Music, Lavina Music, «Честная музыка», Mamamusic, «Проремедиа», Glory media Group, Universe media. Проводили консультации с фирмами, которые предоставляют программное обеспечение, в частности с компанией Microsoft. Планируем также встречи с организациями коллективного управления и другими представителями рынка интеллектуальной собственности. Думаю, что представители бизнеса сообщат в американское посольство и в офис торгового представителя о проведенных нами действиях. В этот период мы сами достаточно детально информировали американское посольство на территории Украины о проведенных мероприятиях. Это же касается и просветительской деятельности.

А есть ли договоренности с Microsoft давать льготы на покупку программного обеспечения?

— Мы будем проводить консультации о ценах, которые они могут предложить. Уверен, что такие льготы будут предоставлены государственному сектору.

По теме:

История вопроса

Алла ДУБРОВЫК, «День»; Елена СКИРТА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ