Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Почему кредит с дебетом не сходятся?

Всеобщее недоверие как фактор экономического кризисa
19 августа, 1998 - 00:00


Обособленность банковской системы от реальной экономики еще в большей степени породила недоверие к ней украинских граждан


Доверие — не только нравственная, но и материальная категория. Всем известно отношение к американскому доллару, в тылу которого устойчиво развивается экономика США. К нашей отечественной валюте доверие снижалось по мере того, как не оправдывались ожидания роста экономики, занятости, зарплаты.

Когда же в январе-феврале текущего года обрушился валютный курс, оно вовсе исчерпалось, хотя необходимость в нем была как никогда большая. По мнению аналитиков, на руках у населения Украины $8—9 млрд. Таких денег было бы достаточно не только для отказа от помощи МВФ, но и для крупномасштабной реструктуризации украинской сферы производства. По сути дела они могли бы оформиться во внутренний валютный заем под гарантии государства. Однако и обычный внутренний заем, облигации которого были эмитированы еще полтора года назад, не вызвал интереса у населения, раньше потерявшего доверие к государству, задолжавшему вкладчикам своего Сбербанка более 130 млрд. грн. Облигации были скуплены банками, куда рядовой гражданин еще ранее неохотно отдавал под проценты свою валюту. Судьбы банков «Инко», «Відродження», «Градобанка» и ряда других напрочь отбили доверие к коммерческим банкам, как ранее лишились его государственные. В результате банковскую систему, являющуюся по сути коммерческой, рядовой гражданин воспринял как порождение государства, наделенное атрибутами обмана и ненадежности. Обособленность банковской системы от реальной экономики еще в большей степени породила недоверие к ней украинских граждан, готовых отдать свои сбережения известным западным банкам, желательно швейцарским. Вот оно доверие, заработанное годами! И неудивительно, что Нацбанк добивается законов, препятствующих расширению деятельности иностранных банков в Украине. Это объективно сдерживает возможности кредитования отечественных предприятий под экономически обоснованный процент кредитной ставки (8—12%), в то время как ставка украинских банков многократно выше. Может ли такая политика Нацбанка вызвать доверие у предпринимателей и просто вкладчиков? Естественно, нет.

Удивительным образом резкое сокращение в первом квартале 1998 года налоговых поступлений совпало с принятым в конце 1997 года решением Нацбанка об отмене (в отношениях между предприятиями) ограничений в использовании наличных денег. Такая мера была направлена на сокращение теневого оборота. Искусные в технологии финансовых операций специалисты не учли психологический фактор. Последовавшая реакция хозяйствующих субъектов опровергла мнение банкиров о возможности в настоящее время использовать фактор доверия. Налоговые платежи за первый квартал 1998 года составили всего 62% плановой величины. Во втором квартале ситуация еще более ухудшилась, заставив премьер-министра взять в заложники директорский корпус и почти в буквальном смысле вытряхивать его карманы. Таким образом, безосновательный расчет Нацбанка на доверие обернулся ловушкой для него самого и госбюджета. Иного в условиях недоверия ко всем ветвям власти ожидать не приходится.

И здесь мы невольно подходим к сущности проблемы доверия в общественном сознании. Крупномасштабная ломка общественных отношений и изменение форм собственности в короткий исторический срок привели к нарушению сложившихся в прошлом стереотипов морали и не могли не привести к потере доверия большинства граждан к любой форме власти и порожденных ею институтов. Протиражированные миллионами случаев нарушения норм морали со стороны (главным образом) хозяйственного и государственного аппарата управления оказали прямое психологическое воздействие на подавляющее большинство людей, что и привело к тотальному исчезновению доверия к власти как к таковой. Между тем у многих до недавних пор еще оставалась надежда на руководителя страны, который выведет ее на светлую дорогу и прекратит многочисленные безобразия. Этого не случилось. Более того, гривня как главное и единственное достижение власти постоянно падает, а страна перманентно пребывает на грани финансового кризиса. Откуда же взяться доверию?

Но у каждого человека (у каждого!) должен быть свой шанс жить лучше. И главное условие этого заключается в том, что государство должно дать такую возможность всем, а не избранным. Вот тогда и наступит момент доверия.

Марк ОЛИВЕНСКИЙ, кандидат экономических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ