Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Почему мы бедные? Потому что необразованные

О некоторых иллюзиях и простых истинах
22 апреля, 1999 - 00:00


Лучшего места для зажиточной жизни людей, чем в нашей стране, нечего и желать — недаром ее территория издавна была желанной для близких и дальних соседей и всяческих чужаков. Природные ресурсы Украины не хуже, чем во Франции, Германии, Италии и Великобритании, а граждане Украины не имеют каких-либо разительных отличий от граждан этих стран.

В Украине в 1995 году валовой национальный продукт (ВНП) на душу населения (оценка по паритету покупательной способности) составил $2400, а во Франции — $21030, или в 8,8 раза больше, в Германии — $20070, или в 8,4 раза больше, в Италии — $19870, или в 8,3 раза больше, в Великобритании — $19260, или в 8 раз больше. Сравните эти потрясающие цифры: насколько мы беднее граждан названных выше стран, где живут внешне такие же люди, как и мы, а природные ресурсы их не лучше наших. Чтобы немного подсластить пилюлю, скажу, что мы входим в группу стран со средним уровнем доходов (правда, в подгруппу с доходом ниже среднего), и в Европе в 1995 году были еще более бедные страны — Албания, Азербайджан, Армения, Босния и Герцеговина, Грузия.

Одной из главных причин такого положения, по моему глубокому убеждению, является то, что люди тяжело и болезненно расстаются с некоторыми иллюзиями, особенно если они были в плену этих иллюзий долгое время. Так, с грустью и сожалением приходится наблюдать, как значительное число людей, в том числе, на первый взгляд, умных, медленно освобождаются от убеждения, что строй, который в основу своей экономической модели кладет общественную собственность на средства производства (землю также), эффективнее общества, построенного на частной собственности. Сравните уровни жизни в двух бывших немецких, двух корейских, двух китайских государствах, в прибалтийских странах, Финляндии. А с другой стороны, миллионы умерших от голода на украинских черноземах... Это все бесспорные факты несостоятельности того социализма, который, как утверждали вожди КПСС, «победил полностью и окончательно», неспособности сделать своих граждан хотя бы такими зажиточными, как их соседи по европейскому континенту.

Кроме приведенной, есть еще по крайней мере три иллюзии, которые, на мой взгляд, мешают повысить уровень жизни наших граждан, и которые к этому времени не определены в обществе как иллюзии.

Прежде всего к ним следует отнести установившееся мнение, что по своему трудолюбию украинцы превосходят всех соседей, что они имеют какое- то даже патологическое трудолюбие. Это, по моему мнению, очень большое преувеличение. Любовь к труду, трудолюбие могли сформироваться только у людей, которые десятилетия, а то и столетия работали в основном на себя, или когда труд должным образом оплачивался. К сожалению, так исторически сложилось, что украинцы почти всегда на кого-то работали или бесплатно, или за очень мизерную плату. Крепостничество, то есть рабство в Украине было отменено только в 1861 году. К этому времени европейские страны даже забыли о подневольном труде. Колхозники, а их в Украине было более 60% всего населения в советские времена (до 60-х годов), это те же крепостные — права на свободный переезд в другую местность они были лишены, ибо не имели паспортов, а вместо денег получали так называемые «трудодни». В промышленности в заработную плату длительное время входили значительной долей не деньги, а облигации «восстановления» и «развития», которые фактически были пустыми бумажками. Так откуда же у граждан Украины могло сформироваться и исключительное трудолюбие? Дополнительным «подтверждением» такой «любви» к труду может служить количество праздничных (нерабочих) дней в нашем календаре, количество дней наших официальных отпусков и тому подобное.

Во-вторых, большой иллюзией является наше убеждение, что образовательный уровень населения Украины очень высокий и не отличается от уровня развитых стран. По результатам одного из анкетирований, так считают более 80% опрашиваемых.

По индексу уровня образованности Украина значительно отстает от уровня развитых стран (по расчетам ООН). При этом следует заметить, что расчеты выполнены на базе данных, предоставленных Украиной. И это имеет свое объяснение — практически во всех развитых европейских странах длительность полного среднего образования составляет 12—13 лет. Его получает более 80% детей. В Украине длительность полного общего среднего образования до сих пор составляла только 10 лет, и его получает, по расчетам, не больше 70% детей. К этому следует добавить, что образовательный потенциал стран накапливается веками. А в подавляющем большинстве европейских стран законы об обязательном образовании были приняты еще в прошлом веке. Даже в 1930 году необразованных в возрасте от 10 лет и старше в Украине насчитывалось более 30%.

Третья иллюзия касается качества обучения в наших учебных заведениях. Многочисленные встречи с руководителями региональных просветительских управленческих структур, высших учебных заведений дают основания для вывода, что подавляющее их большинство искренне верит в то, что уровень подготовки наших выпускников даже выше, чем в развитых странах. Как аргумент приводились данные о победах наших учеников, студентов в различных международных предметных олимпиадах, об успешном труде некоторых наших специалистов за границей и тому подобное.

Мы сами себя уверяем, что наши инженеры лучше инженеров, подготовленных в европейских учебных заведениях. Но какие же наши автомобили, трактора, комбайны, телевизоры, стиральные машины, мебель, обувь, одежда и т.д. и т.п., то есть товары для людей, а не для убийства людей, по своему качеству, материало- и энергоемкости могут конкурировать с соответствующими товарами европейских производств? В Украине на $1 ВВП используется электроэнергии в нефтяном эквиваленте в 7—12 раз больше, чем в промышленно развитых странах (данные за 1994 год). Разве можно надеяться, что наша продукция будет дешевле импортной, и говорить о высоком уровне подготовки наших инженеров?

У нас врачей в расчете на количество населения значительно больше, чем в развитых странах (в 1993 году на одного врача в Украине приходилось 259 чел., а в странах с высоким уровнем развития человеческого потенциала — 342 чел.), и в то же время в Украине коэффициенты материнской и детской смертности, т.е. показатели, которые в первую очередь зависят от количества и квалификации врачей, многократно превышают соответствующие показатели промышленно развитых стран.

И такие примеры можно приводить и приводить... В Украине фактически нет отрасли народного хозяйства, которая бы по показателям эффективности, качества, конкурентоспособности была на уровне промышленно развитых стран. Более того, даже в такой сугубо «украинской» сфере, как агропромышленный комплекс, расхождения показателей поразительные. Так, в Украине распаханные земли в 1994 г. составляли 59% от общей территории, в то время как во Франции — 35%, Германии — 34%, Великобритании — 25%, Италии — 40%. В сельском хозяйстве Украины работает 20% всех трудовых ресурсов, во Франции — 5%, Германии — 4%, Великобритании — 2%, Италии — 9%. И вот при таких условиях, на наших прекрасных землях, в 1994 году урожайность основных сельскохозяйственных культур (пшеница, рожь, кукуруза, картофель, сахарная свекла) была в 2—3,5 раза меньше, чем в сравниваемых странах. Общие объемы производства мяса в том же году были в 2,3 раза меньше, чем во Франции; в 2,2 раза меньше, чем в Германии; на 23,2% меньше, чем в Великобритании; на 51,2% меньше, чем в Италии; масла — на 72% меньше, чем во Франции; на 79,1% меньше, чем в Германии; в 2,4 раза меньше, чем в Великобритании; сахара — на 49,3% меньше, чем во Франции; на 18% меньше, чем в Германии. Следует подчеркнуть, что приблизительно такие расхождения в показателях были не только в 1994 г. После приведенных данных не трудно сделать выводы о качестве подготовки наших агрономов, других специалистов АПК.

Наконец, «эффективность» деятельности наших народных избранников, работников органов исполнительной власти различного уровня также можно рассматривать в качестве примера их образованности и квалификации, как качественный результат деятельности учебных заведений.

Как сказано в очень древней и мудрой книге, все уже было... Украина не первая страна, которая на крутом изломе своей истории с муками ищет причины отставания от соседей в своем развитии и размышляет над путями преодоления этой отсталости. При всей неповторимости положения в каждой стране есть такие общие предпосылки для всех стран, без учета которых успеха не достичь.

Главная из них (это давно известная истина) — чтобы зажиточно жить, нужно прежде всего очень много работать. Вспомните Западную Германию сразу после войны. К счастью, для этой страны нашелся человек, Людвиг Эрхард, который не стал сочувствовать побежденному народу, не стал заигрывать с избирателями ради временной выгоды, а смело и откровенно сказал своим соотечественникам об их вине перед человечеством за то, что дали себя надуть, что поверили иллюзии национал-социализма, и что ликвидировать последствия той страшной катастрофы немцы могут только путем тяжелой, настойчивой работы в течение многих лет.

Наши многочисленные партии, их политические лидеры, исходя из своих конъюнктурных, недальновидных потребностей и приближения выборов, чтобы не разгневать ненароком избирателей, уверяют их, что они и работящие, и умные, а в их бедности виновны власть, политические оппоненты, Международный валютный фонд и т.д. и т.п. Это, на мой взгляд, бесперспективная политика. Только тогда, когда большинством населения овладеет понимание, что зажиточная жизнь граждан и страны зависит в первую очередь от их труда, можно надеяться на такую жизнь. И основное задание политиков — обеспечить условия для такого труда, убедить граждан в справедливости этой простой истины.

Уинстону Черчиллю приписывают выражение, что демократия — очень несовершенная система организации общественной жизни, но, к сожалению, лучшей пока человечество не выдумало. Немного перефразируя его слова, можно сказать, что современные модели рыночной экономики очень жестокие, почти безжалостные для отдельных граждан или групп граждан, однако их эффективность превышает все известные до сих пор экономические модели. Как раз рыночные механизмы лучше содействуют созданию, формированию объективных условий для настойчивого и эффективного труда.

Но наши «достижения» в конкурентной борьбе товаров как на нашем, так и на внешних рынках, убедительно свидетельствуют о необходимости реформ в образовании. Нам нужно хорошо осознать: образованные граждане, если они образованные по-настоящему, не могут работать менее эффективно, чем такие же выпускники в соседних странах. Следовательно, следует существенно улучшить качество подготовки молодых людей к практической деятельности, осознав тесную связь между уровнем квалификации трудовых ресурсов и объемом ВВП, то есть между производительностью труда и уровнем зажиточности.

На Западе есть распространенное выражение — если ты такой умный, то почему бедный? То есть если мы такие работящие и образованные, как сами о себя думаем, и еще и убеждаем других в этом, то почему мы так живем? В Украине аналогичное изречение сформулировано несколько более прямолинейно: «Почему мы бедные? Потому что дураки!!» Очень хотелось бы, чтобы такая жестокая истина была правильной по отношению ко все меньшему и меньшему числу наших граждан.

Убежден, что создание в обществе атмосферы всенародного стремления к европейскому уровню образования, к мировому качеству подготовки рабочих кадров и специалистов, можно смело рассматривать как одну из немногих идей, которые имеют все основания претендовать на звание национальной идеи. Она же должна стать одной из главных составных программ кандидатов в президенты Украины, своего рода мерилом понимания кандидатом мировых тенденций человеческого развития.

Юрий ВИТРЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ