Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Почему не работает НАПС?

Общественные организации требуют перезапуска системы антикоррупционных органов
1 июля, 2019 - 19:55
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Одним из ключевых пунктов Повестки дня установления справедливости, который предложила поддержать политическим партиям, принимающим участие в предвыборных гонках, Коалиция общественных организаций, является перезапуск НАПК (национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции). Первоочередными шагами эксперты называют необходимость увольнения нынешнего руководства агентства, избрание нового путем прозрачного конкурса и внедрение единоличного руководства вместо коллективного, существующего в настоящий момент.

Мы считаем, что за четыре года своего существования НАПК так и не получило доверия общества и провалило большинство возложенных на агентство Законом функций и обязанностей.

В первую очередь, провальным можно считать результат проверки электронных деклараций чиновников. По состоянию на начало 2019 года НАПК проверило всего 615 из нескольких миллионов деклараций власть имущих за все годы существования. Не привлечен к ответственности ни один ТОП-чиновник или власть имущий. Агентство неоднократно откровенно игнорировало очевидные факты сознательных нарушений в декларациях, которые устанавливали журналисты-расследователи и антикоррупционные активисты. Показательным также является факт отказа НАПК от внедрения уже разработанного программного обеспечения для автоматических проверок деклараций. Низкое качество проверок деклараций и отсутствие ответственности обесценивают сам принцип электронного декларирования и уменьшают уровень качества заполнения деклараций со стороны декларантов. 

Не справилось НАПК также с возложенной на нее функцией формирования и реализации государственной политики в антикоррупционной сфере. С начала 2018 года в Украине отсутствует государственная антикоррупционная стратегия, которая в свою очередь ведет к отсутствию конкретики с антикоррупционными мероприятиями, которые должны были бы выполнять органы государственной власти и местного самоуправления. Фактически деятельность НАПК привела к тому, что каждый орган власти в настоящий момент воплощает антикоррупционные мероприятия без согласования и взаимодействия с другими структурами по своему собственному усмотрению.

Также НАПК завалило работу с разоблачителями коррупции. Ни один из вариантов закона «О защите разоблачителей коррупции» так и не был принят. Само разоблачение коррупции со стороны активистов и журналистов и передача этой информации в НАПК преимущественно не имело никаких последствий. А в некоторых случаях, как, например, в истории с бывшей работницей НАПК Анной Соломатиной, даже завершилось увольнением последней, после того как она начала разоблачать коррупцию внутри Агентства. При этом в НАПК прекрасно работала свыше 9 месяцев осужденная за коррупционное преступление Татьяна Шкребко. 

По сути, всю деятельность НАПК за последние несколько лет можно назвать одним словом — имитация. Очевидным проявлением имитации этой деятельности стала накрутка статистики. Например, в 2018 году НАПК громко заявило о составлении 497 проколов о конфликте интересов. Но, как оказалось, упомянутые протоколы касались лишь 118 должностных лиц, на одного из которых НАПК составило целых 46 протоколов. 

О неэффективности работы НАПК говорили также уполномоченные по вопросам предотвращения и противодействия коррупции органов власти. По их словам, дозвониться до НАПК невозможно, а письменные запросы рассматривают как обращение граждан 30 дней. Это очень ограничивает возможность уполномоченных, особенно в период подачи деклараций. Другой проблемой было названо игнорирование НАПК реального положения вещей и отсутствие сбора обратной связи.

«При этом на вопрос, как действовать, если закон прописан не четко или не полностью, сотрудники НАПК, вместо рекомендаций, просто «копипостят» выдержки из этого самого закона. Эффективность такой коммуникации близка к нулю. В работу уполномоченных НАПК забивает гвозди...», — прокомментировал один из уполномоченных.

Уполномоченные обеспокоены тем, что НАПК фактически игнорирует потребности и запросы уполномоченных. Сейчас никто из Агентства не собирает обратную связь и не интересуется тем, что происходит в разных государственных структурах и регионах.

Критическим моментом в роботе НАПК стал, по сути, саботаж не только собственной деятельности, но и деятельности других антикоррупционных органов. Так, в конце 2017 года в НАПК приняли решение, которым обязали НАБУ получать у них разрешение на открытие уголовных дел на основе данных из е-деклараций. Решение имело очень конкретную цель — заблокировать расследования недекларирования и незаконного обогащения высокопоставленных должностных лиц.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что коалиция Общественных организаций, которая разработала и выдвинула требования к политическим партиям — участницам парламентской кампании 2019, видит в числе первоочередных шагов для новой Верховной Рады перезапуск и реформирование НАПК, путем изменения модели его существования и усиления институционной возможности.

Илья КОРОТЕНКО, аналитик Антикоррупционного штаба
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ