Указами Президента Украины № 727 от 3 июля 1998 года и № 746 от 28 июня 1999 года для предприятий малого бизнеса вводилась упрощенная система налогообложения. Вместо 14 различных налогов — один-единственный! Однако реакция многих предпринимателей оказалась весьма сдержанной — они не перешли и не собираются переходить на упрощенную форму налогообложения.
Пытаясь разобраться с этим феноменом, автор смоделировал ситуацию ценообразования и налогообложения с наиболее характерной для малых предприятий структурой затрат и разным уровнем рентабельности продукции. При этом для достоверности рассматриваемых процессов была учтена возможность некоторого снижения цен на выпускаемую продукцию под влиянием неизбежной конкуренции. В результате выяснилось следующее.
При сохранении действующих цен уровень рентабельности продукции существенно не влияет на выгодность перехода к упрощенному налогообложению. Выгода не окупает даже хлопот по переходу на единый налог. А вот при снижении цен под влиянием конъюнктуры рынка (даже на 7—10%) единый налог становится невыгодным, так как приводит к прямому убытку.
Сегодня аналитики отмечают продолжающееся падение личного и особенно производственного спроса, сопровождающееся ростом конкуренции. Последняя приводит к некоторому снижению цен на многие товары. В этих условиях единый налог превращается в ловушку. И нельзя не отметить, что большинство предпринимателей, интуитивно воздержавшихся от «налогового подарка», не ошиблись в своем решении.
Анализ показывает, что установленный последним из названных указов уровень ставки налогообложения в 10% будет выгоден предпринимателям только при возрастании личного и производственного спроса. Сегодня отмечается снижение такого спроса, поэтому реальная ставка налогообложения не должна быть выше 5-6%.
Ставка налогообложения вообще не может быть установлена на все времена вне зависимости от развития экономической ситуации в стране. Ее следует менять, своевременно учитывая складывающуюся конъюнктуру и просчитывая последствия решений.