Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Почему Украина продолжает вооружать агрессора?

Или о том, что стоит за формулировкой «продукция двойного назначения», по которой у Кабмина «пока нет позиции»
10 апреля, 2014 - 12:59
ФОТО PRODUCED.IN.UA

Украинские власти все еще обещают прекратить военное сотрудничество с Россией. «Производить оружие, а затем это оружие продавать стране, которая стреляет в тебя из него и осуществляет против тебя интервенцию, мы не будем», — заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Но при этом, как сообщил вице-премьер Виталий Ярема, на счет продукции двойного назначения определенной позиции пока нет. Он отметил, что она в Россию продолжает активно поставляться — например, двигатели производства завода «Мотор Сич», которые ставят как на военные, так и на гражданские вертолеты. Чиновники опасаются, что резкое прекращение сотрудничества «вызовет закрытие предприятий и безработицу». И это понятно: экспорт военной продукции в Россию составляет значительную долю всего экспорта военной продукции Украины.

По большому счету, как таковое вооружение Украина России и не продает — в основном речь идет о комплектующих к боевой технике. Что и позволяет власти, которая прекрасно понимает, какие большие суммы денег это приносит в госбюджет, сохранить лицо — ссылаясь именно на двойное назначение. Хотя не секрет, что большей мерой те же двигатели «Мотор Сичи» нужны именно для боевых вертолетов. НПКГ «Зоря-Машпроект» производит продукцию и для гражданского, и для военного секторов. Но газовые турбины его производства Россия закупает и конкретно для военных кораблей. В прошлом году, к примеру, она получила дизель-газотурбинную силовую установку для фрегата «Адмирал Касатонов».

При желании можно оправдать даже обслуживание специалистами «Конструкторского бюро «Южное» имени М. К. Янгеля» ракеты РС-36М УТТХ, которая находится на вооружении российских ракетных войск стратегического назначения (днепропетровское конструкторское бюро сконструировало ее). Ведь это — межконтинентальная баллистическая ракета (причем наиболее мощная в мире), и сложно представить, что ее использовали бы против Украины. Не вяжется это также с желанием РФ якобы защитить интересы русских на территории соседнего государства.

По мнению директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентина Бадрака, государственные предприятия все-таки приостановят сотрудничество с Россией. «Это наверняка сделает КБ «Южное», «Черкасский фотоприбор», которые производят приборы для управления бронетехникой, и ряд других предприятий», — говорит он. «Но здесь нужно четко различать государственное и частное. Есть ли механизм запрета частным компаниям продавать свою продукцию за рубеж? Думаю, они продолжат отгрузку для РФ. Тот же завод «Мотор Сич» будет и далее продавать двигатели — гендиректор Вячеслав Богуслаев в разгар страстей озвучил серьезные планы по расширению сотрудничества с Россией. Продолжит сотрудничать и «Хартрон» (программное и техническое обеспечение систем управления в области авиации и космоса и др. — Ред.), который частично и так принадлежит ей», — предполагает эксперт. «Но сама номенклатура военных товаров, которые поставляются в Россию, не столь велика — задействовано десятка два украинских предприятий», — добавляет Бадрак.

Однако, как написал на своей странице в Facebook руководитель Центра военно-политических исследований Дмитрий Тымчук, отдельные предприятия украинского ОПК продолжают поставки продукции военного назначения в Россию. По оперативным данным группы «Информационное Сопротивление», в интересах российских заказчиков киевский завод «Арсенал» продолжает производить головки самонаведения «Маяк» к управляемым ракетам класса «воздух-воздух» Р-73, которые затем поставляются в РФ. Этими ракетами, пишет Тымчук, «оснащаются как боевые самолеты, широко распространенные в ВВС России (МиГ-29, МиГ-31, Су-24, Су-27), так и новейшие (МиГ-35, Су-35С), а также разрабатываемые перспективные (ПАК ФА) образцы».

В то же время эксперты видят и «обходные» пути поставок украинской продукции военного назначения в РФ. Например, создав совместные предприятия в других странах. Так, руководитель белорусского аналитического проекта BelarusSecurityBlog Андрей Поротников предполагает, что площадкой, «где под украинским контролем, из украинских деталей и по украинским технологиям будет создаваться продукция с маркой Made in Belarus для последующей поставки в Россию», может выступить Беларусь. Во всяком случае Александр Лукашенко намерен организовать там производство оружия. «Давайте попробуем с украинцами договориться и вместе поработать, чтобы не пропали интеллектуальные, инженерные центры, конструкторы в Украине... Этот момент надо использовать не только для себя, но и для внешнего рынка и Российской Федерации», — президент страны.

Впрочем, пока совершенно не понятно, что именно Лукашенко надумал производить вместе с Украиной. Правда, в прошлом году ГК «Укроборонпром» и Государственный ВПК Беларуси уже вели переговоры о возможной совместной деятельности (электроника, производство боеприпасов, ударных систем и т. п.). Сама Беларусь поставляет в РФ прицельные системы для бронированной техники, навигационно-пилотажные комплексы для самолетов, комплексы высокоточных измерений, мониторы для электронно-вычислительных комплексов и др. Ранее совместно с белорусской стороной украинское ГП «ГосККБ «Луч» разработало противотанковый ракетный комплекс «Скиф». Но говорить о краткосрочной перспективе в данном случае, вероятно, не стоит.

Собственно, резко заменить рынок сбыта другим не выйдет — это длительная и кропотливая работа для спецэкспортеров и руководителей предприятий. Виталий Ярема заявил, что украинский ОПК будет искать замену российскому рынку сбыта, в том числе — за счет восточных стран. Но в этом направлении работали и ранее, тем более, что к этому вынуждало сокращение ассигнований на оборонные нужды со стороны государства. Причем позитивные результаты есть, однако производители не отказывались от российского рынка в пользу какого-то другого. То есть это могло бы стать не заменой, а дополнительным рынком с дополнительной же прибылью.

Отметим, что украинские производители также зависимы как от ряда комплектующих российского производства, так и от успехов ОПК России на внешних рынках. Один из примеров: в 2013 году николаевское госпредприятие «Зоря-Машпроект» завершило выполнение контракта на поставку силовых установок для первых четырех ракетных катеров типа «Молния» для ВМС Вьетнама. Катера проекта 12418 строились на верфи в городе Хошимин по российской лицензии. Около года тому эксперты Общественного совета ВПК при правительстве РФ в докладе «Россия как импортер вооружений: вызовы и возможности» отмечали, что традиционно являются субподрядчиками российского ОПК либо потенциально заинтересованы в сотрудничестве с Москвой не менее 40 крупных предприятий украинской «оборонки».

В российском правительстве осознают зависимость от украинских поставщиков. Когда-то уже было подсчитано, что на сосредоточенных в России более чем 80% мощностей ВПК бывшего СССР без кооперации с Украиной и другими государствами СНГ можно выпускать только 17% существующей номенклатуры изделий военного назначения. А 20 марта глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров заявил, что Россия не намерена разрывать имеющиеся связи с Украиной, сославшись на указание президента Владимира Путина продолжать взаимодействие с украинскими партнерами в военно-технической сфере.

Нынешний кризис российско-украинских отношений существенно отличается от предыдущих, которые уже не раз возникали — из-за аннексии Крыма и угрозы войны с РФ. Но при благоприятном развитии событий предприятия ОПК двух стран будут и дальше сотрудничать. Хоть и продолжат болезненный процесс, начатый задолго до нынешнего противостояния — процесс избавления от обоюдной зависимости. Даже уже предпринятые ранее российской стороной шаги решили этот вопрос лишь отчасти. К примеру, на мощностях предприятия «Климов» в Санкт-Петербурге организовали при участии «Мотор Сичи» производство вертолетных двигателей ВК-2500. Но при том, что там планируют выпускать не менее 300 двигателей в год, в ближайшее время достичь таких показателей не выйдет — за ближайший год ожидается только 50 штук, потребности же исчисляются сотнями в год (до 2020 года — около 3000 единиц).

Андрей МУРАВСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ