Госкомитет по развитию предпринимательства выступил за ликвидацию налоговых льгот для юридических лиц, работающих в малом бизнесе. Председатель комитета Юрий Авксентьев заявил, что такие льготы нужно оставить лишь физическим лицам, которые не пользуются нанятой рабочей силой. Эту идею комитет намерен внести в законопроект об упрощенном налогообложении, который был принят в 1998 году в первом чтении, а сейчас реанимирован, и форсированно готовится ко второму.
Сегодня в Украине налоговыми льготами для малого бизнеса пользуются 1,6 миллиона фирм и предпринимателей. В правительстве считают, что львиная часть из них на самом деле приходится на средний и крупный бизнес, которые просто уходят от налогов. «Очень большая часть из этого — искусственные упрощенцы среднем бизнесе. Не буду предполагать, что такое делается и в крупном бизнесе, но в среднем делается точно», — говорит Авксентьев. На его взгляд, большие компании, которые притворяются маленькими, создают угрозы для стабильности государственного бюджета.
Впрочем, отменять льготы для юрлиц, которые пользуются льготами для малого бизнеса, в комитете планируют поэтапно. Завершить этот процесс предполагается через 2,5 года. Если эти планы будут реализованы, с 1 января 2007 года налоговые упрощенцы не смогут иметь наемных рабочих. В Госкомпредпринимательства ссылаются на зарубежный опыт. В западных странах платить единый налог позволяется лишь так называемым самозанятым бизнесменам. Сейчас в Украине платить налоги по упрощенной системе могут предприниматели, годовой доход которых не превышает полмиллиона гривен.
Главной проблемой малых упрощенцев в правительстве считают их нежелание делать социальные отчисления из зарплат нанятых рабочих. Но уже сегодня очевидно, что вряд ли ликвидация льгот для юрлиц решит вопрос. Просто маленьким фирмам придется распасться на неформальные объединения частных предпринимателей либо и вовсе уйти в тень. Компромиссом могло бы стать небольшое увеличение единого налога с направлением его значительной части в пенсионный фонд и на другие социальные платежи. Небольшие фирмы не готовы платить грабительские 40% с фонда заработной платы, и если налоговики будут и дальше требовать делать такие отчисления, медленный процесс легализации украинской экономики может остановиться, и пойти вспять.
Кстати, дату 1 января 2007 года для вступления в силу нового закона в комитете выбрали не случайно. К этому сроку завершатся не только президентские, но и парламентские выборы. В связи с этим, по задумке Юрия Авксентьева, депутаты смогут одобрить законопроект, не отягощаясь излишней политической ответственностью. Ведь документ вступит в силу после окончания их полномочий. «В 6-м году соберется новый парламент, и с 7-го года с новыми настроениями переходим на систему, когда у упрощенцев не может быть нанятых рабочих, как во всем мире», — говорит главный защитник предпринимателей страны. Отметим, что несколько предыдущих попыток Кабмина ухудшить условия налогообложения малого бизнеса вызывали бурные протесты со стороны предпринимателей. Они устраивали не только эффектные, но и эффективные демонстрации. Но еще не разу инициатором таких законодательных изменений не был отраслевой комитет, призванный защищать интересы бизнеса.
Правда, защищать интересы у него получается все хуже, что признает и его руководство. По словам Юрия Авксентьева, Госкомитет не успевает качественно анализировать нормативные акты, которые издают министерства и ведомства в сфере регулирования рынков. А таких документов приходит до 200 в день. Комитет обязан их изучать по указу президента и имеет право вето на документы, которые ухудшают условия для предпринимателей. «Если учесть, что сегодня приходится отрабатывать экспертные оценки на все, что происходит в министерствах и ведомствах Украины, то уровень специалистов должен быть очень высокий. А если платить экспертам 500-600 гривен, то вы представляете, что это такое», — говорит Авксентьев.
Глава комитета сообщил, что намерен решить эту проблему созданием Независимой экспертно-регуляторной комиссии. В нее войдут представители общественных объединений предпринимателей, чьи выводы относительно нормативных актов и будет утверждать комитет. Будет весьма занятно, если первым выводом нового органа станет категорический запрет на инициативу самого комитета относительно отмены налоговых льгот для юрлиц, работающих в малом бизнесе.