«В управлении земельных ресурсов облгосадминистрации отсутствует надлежащий контроль за использованием земель», — замечает председатель ЗАО «Новая жизнь» Каховского района, председатель постоянной комиссии по вопросам АПК областного совета Александр Пузанов. Не обязательно посещать конторы, чтобы узнать, как люди хозяйничают на земле: высокие и низкие сорняки говорят не меньше, нежели командиры и специалисты агропроизводства. Из неиспользованных гектаров 43 тысячи принадлежат хозяйствам общественного сектора, на 5,2 тысячи хозяйничают фермеры, еще две тысячи — двухгектарные наделы независимых граждан. Да и эти цифры — еще не вся правда.
«Не лучше ситуация с обработкой земли и в фермерских хозяйствах Херсонщины, которых насчитывается 3,166 тысячи, — продолжает А. Пузанов. — За фермерами в области закреплены 95,4 тыс. га сельхозугодий. Согласитесь, немало. Но поедьте в Новотроицкий, Ивановский, Генический, Цюрюпинский, Чаплинский и другие районы и вы увидите, как хозяйничают некоторые свободные хозяева земли. Не рассчитали они свои силы, не хватает им опыта и средств. И, как следствие, 5,2 тыс. га площадей работают не на урожай, а на сорняки...»
Некоторые из фермеров рады бы выращивать высокие урожаи, но не всегда получается. Немало земель заболачиваются: подземные воды вместе с атмосферными осадками перечеркивают добрые намерения фермеров. И неизвестно, когда стихия отступит, если даже сам Президент государства хорошо не владеет ситуацией. На мой вопрос, знает ли он проблему, Леонид Данилович просто обиделся: мол, вы здесь на месте и разбирайтесь! Было это летом, во время посещения Каховского района господином Кучмой.
Тысячи людей взяли двухгектарные участки. Не для базара, а для себя. Пахотный клин солидный: 55,4 тыс. га. Но на двух тысячах из них так и не ступала нога человека. Конституция дала права, но не предусмотрела ответственности. Революционный лозунг «Землю — крестьянам!» в южных степях поднят высоко, а где-то далеко внизу — его осуществление.
«В целом по области в первом полугодии текущего года органами Херсонского облуправления земельных ресурсов было выявлено 755 нарушений земельного законодательства, главным образом — неиспользование выделенных площадей», — констатирует председатель постоянной комиссии по вопросам АПК областного совета Александр Пузанов. Но эти данные, как по мне, тоже не совсем точные. Да, на сессии Цюрюпинского райсовета речь шла об аренде наиболее ценного украинского сокровища. Одним руководителям КСП известно, кому и сколько полей раздали и по какой цене. Целых двадцать семь бригад, трудовые биографии которых широкой общественности неизвестны, разобрали 2035 га наделов, преобразовав кормилицу в дойную корову. Причем «доят» ее как новейшие чингис-ханы: гробят монокультурами (луком или арбузами), удобрения вносят в приблизительных дозах и только те, которые «выдувают» плоды, будто мыльные пузырьки — для веса, забывая расплачиваться даже с арендодателями. По цюрюпинским степям носится некий мифический представитель солнечной Молдавии, которому безразличны условия договора. И таких представителей «солнечных стран» на здешних угодьях — хоть пруд пруди!
В области так и не смогли разработать реальные расценки на самый дорогой товар: в какой еще стране за орошаемый гектар арендодатели запрашивали с арендаторов целых... 200 гривен? Переведите эту сумму в доллары и увидите, как оценивают мать-кормилицу ее родные сыночки. Такая символическая плата, признают представители власти, позволяет арендаторам получать большие прибыли и скрывать их от налогообложения.
Но вернемся к невозделанным колхозным землям. Сорняки — это лакмусовая бумажка государственной «помощи» сельхозпроизводителю. Еще в конце февраля этого года Кабмин принял постановление № 220, согласно которому Херсонщина должна получить на весенне-полевые работы 3,5 млн. грн. Свое слово правительство сдержало на целых... 771 тысячу. Тракторный парк области доведен до критического предела, в топливных баках — ветер свистит. «Сегодня на осенне-полевые работы необходимы 16 тыс. 900 тонн дизгорючего», — жалуется заместитель председателя облгосадминистрации Владимир Ермоленко. А в хозяйствах его — 4,8 тыс. тонн: на сбор поздних культур мало, не говоря уж о посевной или подготовке почвы. Получается — и в будущем году степи снова охватят «зеленые пожары».