Когда украинское правительство обвиняют в том, что оно, добиваясь пересмотра газовых контрактов с Россией, обслуживает в основном интересы олигархов, то говорят не правду, а полуправду. Действительно, высокая цена на газ делает отечественный экспорт металлов и продукцию химических предприятий, которыми ведают в основном олигархи, неконкурентоспособными. (Однако от этого страдают не только олигархи, но и конкретные химики и металлурги, которым грозит снижение зарплаты, а то и безработица). Но правительство заостряется на газе еще и по другой причине. Именно он, а вернее цена импортного российского топлива, подталкивает страну если не к банкротству, то к девальвации национальной валюты. И предпосылки для этого становятся все более явственными. В понедельник Госстат сообщил, что отрицательное сальдо внешней торговли нашей страны товарами в июне составило без малого 1,5 миллиарда долл, что в 2,4 раза больше, чем в июне прошлого года. Нужно что-то делать!
И тут у наших «королей» находится последний, или, может быть, предпоследний довод — мы ведь совсем недавно ратифицировали Договор о зоне свободной торговли между странами СНГ. В правительстве внимательно его перечитали и воспрянули духом. Этот документ, едва не запылившийся на полке нашего парламента, оказывается, можно неплохо использовать. Как сообщил в понедельник правительственный уполномоченный по вопросам сотрудничества с РФ, государствами-участниками СНГ, Евразийского экономического сотрудничества и другими региональными объединениями Валерий Мунтиян, ЗСТ с СНГ открывает возможности инициировать переговоры о снятии транзитных ограничений и отмене экспортных пошлин (он разрешает начать их спустя шесть месяцев после вступления его в силу). «Мы планируем начать переговоры по снятию ограничений по транзиту с РФ, — рассказывал Мунтиян журналистам, — чтобы иметь доступ к среднеазиатскому газу как к альтернативе. Второе — это снятие экспортных пошлин, в частности, установленных Россией на нефть». По его словам, отмена экспортных пошлин позволила бы запустить простаивающие в настоящее время украинские нефтеперерабатывающие заводы, а, следовательно — сократить импорт нефтепродуктов.
Напомним, что Украина до 2006 года приобретала в Туркменистане более 30 миллиардов кубометров газа в год. Потом газ среднеазиатского происхождения к нам доставляла компания RosUkrEnergo. А после 2009 года «посредник» был ликвидирован, и резко подорожавший российский газ пришлось покупать исключительно у «Газпрома». Вернуться на газовые рынки Средней Азии так и не удалось. И только компания OstChem Holding, принадлежащая партнеру «Газпрома» по RosUkrEnergo Дмитрию Фирташу, каким-то образом сумела выторговать у монополиста право на транзит в Украину туркменского газа для химических предприятий олигарха.
Сумеет ли повторить его «подвиг» украинское правительство? Во всяком случае, Мунтиян признает, что такие переговоры могут и не дать результата. Не подключить ли к ним того же всемогущего Фирташа? Как представляется, в украинском правительстве склонны рассматривать такую возможность. Более того, олигарха, похоже, стимулируют, хотя не могут не понимать, что отдавать в одни руки почти всю газораспределительную сеть страны небезопасно. Глава Специальной контрольной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации Евгений Мармазов даже обратился с открытым письмом к Фонду госимущества, в котором высказывает небезосновательные подозрения, что 25% акций ПАО «Николаевгаз», выставленных на продажу 1 августа, куплены в интересах Фирташа. «На фоне формального соблюдения законодательных требований и объявленных условий конкурса, — отмечает Мармазов, — ...фактически идет концентрация ресурсов газораспределительных предприятий государства в руках одного лица — это известный всем бизнесмен Дмитрий Фирташ». Добавим, что пакет его акций в «Николаевгазе» в результате этой покупки вырос до 50,22%. Аванс, как видим, впечатляет. Сумеет ли Фирташ его отработать?
С этим вопросом «День» обратился к независимому энергетическому эксперту Валентину Землянскому. «Исключить, что Фирташу, с его богатым опытом, поручат вести эти переговоры или он сам может проявить соответствующую инициативу, конечно нельзя, — сказал эксперт. — Вопрос в другом. Позволит ли «Газпром», при наличии у него двадцатипятилетних контрактов с Туркменистаном, закупать там необходимые Украине объемы газа. В соответствии с ними весь излишек добытого в Туркменистане газа остается за «Газпромом». И не важно, что сейчас Россия этот газ у Туркменистана не выкупает. Контракты-то действуют до сих пор, и по этому формальному признаку переговоры, которые намеревается провести Украина, можно поломать. В любом случае «Газпромэкспорт» найдет достаточно причин для того, чтобы отказать Украине. И первая из них: у нас нет места в трубе. Именно так очень часто отвечают так называемым независимым производителям в самой России. А, кроме того, как раз на транзит газа и на импорт нефти договор о ЗСТ предусматривает исключения. Я считаю, что отменить их Фирташу будет не по силам. От Украины опять потребуют вступления в Таможенный союз».