Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Последняя «баррикада» сланцевой революции

Львовская областная рада завтра соберет общественные слушания по Соглашению с «Шеврон»
1 октября, 2013 - 11:24

2 октября 2013 года по инициативе председателя Львовской областной рады Петра Колодия в сессионном зале Львовской областной рады состоится общественное обсуждение относительно поиска, разведки и добычи углеводородов на территории Олесской площади. Цель встречи, как указано на официальном веб-портале органа местного самоуправления, — обсудить вопросы, связанные с перспективами и рисками поиска, разведки и добычи углеводородов на территории Олесской площади. Начало — в 11.00. Участники — представители Кабинета Министров Украины, Межведомственной комиссии по организации заключения и выполнения соглашений о распределении продукции, народные депутаты Украины от Львовщины, депутаты Львовской областной рады, представители Львовской областной государственной администрации, ученые, члены рабочей группы для проведения экономического, юридического, экологического анализа проекта Соглашения о распределении углеводородов, которые будут добываться во Львовской области, а также председатели Сокальской, Жовковской, Золочевской, Перемышлянской, Жидачевской, Николаевской, Бусской, Камянка-Бугской, Пустомитовской районных рад. Кстати, комментарии для обсуждения проекта Соглашения можно отправлять на электронный адрес — kom.eko@oblrada.lviv.ua.

 Пока неизвестно, когда точно Львовская областная рада рассмотрит проект Соглашения на заседании, а особенно — каким будет результат. Ведь учитывая историю рассмотрения вопроса в Ивано-Франковской областной раде, что-то конкретное спрогнозировать сложно. Хотя бы потому, что, как известно, на заседании Ивано-Франковской областной рады депутаты от фракции «Свобода» не голосовали вообще (вышли из зала, аргументируя свое решение «негативной информационной кампанией», которую развернули вокруг «Свободы» накануне заседания), а большинство бютовцев голосовали из-за угроз «кадровых решений в партии» (детали — в материале «Дня» «Кому кто и что пообещал» от 24 сентября 2013 года).

 По сути же Соглашения, похоже, тоже ничего конкретного. Из того же опыта заседаний по этому вопросу Ивано-Франковской областной рады, замечания могут быть просто не учтены. Более того, «по протоколу» рада может голосовать за одно, а в соглашении будет другое. В частности, народный депутат Юрий Деревянко, как сообщили «Дню» в пресс-службе народного депутата, заверил: текст решения Ивано-Франковской рады о согласовании Соглашения о распределении углеводородов, которые будут добываться в пределах участка «Олесский», который будет заключен между государством Украина, компанией «Шеврон Юкрейн Б.В.» и ООО «Надра Олеська», не отвечает стенограмме заседания. Нардеп заметил, что облрада не учла предложения народных депутатов Юрия Деревянко, Александра Дония и Ярослава Гинки относительно устранения тех рисков, которые заложены в Соглашении о распределении продукции.

 Согласно решению облрады об одобрении сланцевого соглашения, соглашение вступает в силу после того, как облрада обратится в парламент с предложениями внесения изменения к пункту 55 статьи 29 Бюджетного кодекса Украины, а не после самого факта внесения парламентом соответствующих изменений.

 В стенограмме же заседания и в соответствии с информацией в СМИ решение об одобрении Соглашение вступает в силу после внесения изменений к пункту 55 статьи 29 Бюджетного кодекса Украины и подписания Соглашения с Кабинетом Министров Украины. По мнению народного депутата Юрия Деревянко Облрада сначала должна была бы дождаться принятия соответствующих изменений к законодательству, а затем принимать решение относительно Соглашения. Кроме того, его удивляет полное игнорирование областной радой вопросов экологических рисков и пассивность в отстаивании интересов местных общин, на территории которых планируется добыча сланцевого газа. «Странно, что депутаты облрады согласились на такую незначительную сумму средств, которую инвесторы обещают выделять на социальное развитие территориальных обществ, — от 500 тысяч до одного миллиона долларов США в год для двух областей, Если распределить эту сумму на каждый населенный пункт, то в среднем эта сумма мизерная — 12 000 гривен в год», — подчеркнул Деревянко. Политик отмечает, что интересы местных общин, на территории которых будет осуществляться добыча, во внимание не принимаются. — «И это не говоря о лишении местных общин возможности пополнять свои бюджеты за счет местных налогов и сборов (например, земельного или сбора за использование природных ресурсов), от уплаты которых освобождаются инвесторы».

 Не решенным, по мнению парламентариев, является также вопрос возможности неправомерного лишения права собственности на землю местных жителей и нарушение прав других надропользователей, работающих на территории участка «Олесский». «В Соглашении заложены очень опасные нормы, которые прежде всего нарушают интересы частных собственников и пользователей. Несмотря на то, что страны, где добывается сланцевый газ, идут практикой аренды земельных участков, необходимых для добычи углеводородов, которые они потом рекультивируют и возвращают владельцам, в Соглашении предусмотрено, что государство должно будет принимать все необходимые меры для приобретения права собственности государством (вместо аренды) на земельные участки в случае, если инвестор для осуществления операций с углеводородами не сможет достичь договоренности с третьими лицами. Кроме того, государство берет на себя обязательство способствовать инвесторам в получении согласия на проведение работ в пределах горного отвода, который предоставлен другому надропользователю, даже если последний категорически против. Есть риск, что указанное положение повлечет вытеснение из региона и из соответствующего сектора рынка отечественных субъектов предпринимательской деятельности, которые являются надропользователями», — отмечает Деревянко.

 Что же касается экологических рисков, то парламентарии отмечают: во-первых, в документе не учтены долгосрочные экологические риски. Инвесторы по окончании срока действия Соглашения уже не будут нести ответственность за экологическую безопасность в той местности, где будет осуществляться добыча. Хотя, по прогнозам экспертов, вред может наступить и через 10 и 20 лет. А во-вторых, в проекте Соглашения условия относительно страхования рисков, в том числе относительно ответственности за вред, который может быть нанесен окружающей природной среде при осуществлении операций с углеводородами, определены довольно абстрактно. А это при наступлении страхового случая может существенно уменьшить сумму страховой выплаты как компенсацию нанесенного вреда. «Чтобы создать видимость хотя бы какого-то контроля, Ивано-Франковская облрада поручила председателю областной рады и председателю областной администрации создать рабочую группу по мониторингу реализации Соглашения о распределении углеводородов. Однако эта рабочая группа и ее решение, решение самой областной администрации или рады не будут иметь никакого влияния и юридического значения, если вдруг будут выявлены какие-то отклонения, — отмечает Деревянко. — Проектом Соглашения предусмотрено, что на инвестора не распространяется действие нормативно- правовых актов органов исполнительной власти и местного самоуправления, если такие акты ограничивают права инвестора, предусмотренные этим Соглашением».




Алла ДУБРОВЫК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ