Состояние экономики государства всегда было, есть и, очевидно, будет слишком заполитизированным вопросом... Однако диаметрально противоположные мысли и пути развития отечественной экономики высказывают не только политики, которые, в зависимости от «стороны баррикад», заинтересованы в позитивных, либо, соответственно, негативных оценках. В своих прогнозах что касается нынешнего и будущего экономики Украины редко находят общий язык и эксперты отрасли, в некоторых вопросах даже высказывая абсолютно разные мнения. Однако что из их главных аргументов должно знать общество, которому, понятно, хочется знать объективную информацию, а не популистские политические изречения?
«Многие официальные лица заявляют, что незачем волноваться, мол, продолжается экономический рост, замедляется инфляция и подобное. Но если мы попытаемся посмотреть на ситуацию с точки зрения общих характеристик (совокупное предложение и совокупный спрос), то увидим, что в Украине наблюдаются чрезвычайно негативные тенденции», — акцентирует директор Института трансформации общества, профессор, заведующий кафедрой международной экономики и предпринимательства Национальной академии управления Олег Соскин на заседании Украинского клуба экономистов. Он, в частности, отмечает такие негативные процессы в украинской экономике, как сокращение инвестиций, ожидание отрицательного сальдо платежного баланса и тому подобное.
Следующие аргументы Соскина — это уменьшение на 20% продажи автомобилей в мае, практическая остановка рынка жилья, падение акций на фондовом рынке Украины и тому подобное. То есть эксперт делает неутешительный вывод: «Мы видим, что «сползаем» в системный кризис... Украинская экономика — транзитивна, переходная. У нее есть три сектора: официальная экономика (около 35% всей экономики), неофициальная, теневая экономика (50%) и так называемая натуральная экономика (15%), где продукт труда не принимает форму товара... У нас сейчас нет экономического роста. У нас остались его остатки. За счет чего происходит экономический рост? Это когда жизнь каждого рядового украинского гражданина становится более обеспеченной. Следовательно, экономический рост в стране есть тогда, когда есть экономический рост мелкой и средней национальной буржуазии, которая использует собственный труд на своих собственных средствах производства. Сегодня в Украине этот слой сужается. И это катастрофа. И то, что упала продажа автомобилей на 20% по сравнению с маем, то, что стоит рынок жилья, то, что люди стали меньше покупать, — это значит, что экономический рост фактически прекращается. И необходимо думать, что сейчас нужно делать в первую очередь, чтобы мы от стагнации не упали в яму. Сегодня это должно быть главной задачей правительства, Президента, Нацбанка и Верховной Рады».
Однако, к счастью, для господствующей части общества, есть и более оптимистическая точка зрения... «Я с 90% того, что сказал Олег Соскин, не согласен, — заявил руководитель группы советников главы Национального банка Украины Валерий Литвицкий на том же таки заседании Клуба и добавил свои аргументы: — Я с февраля говорил о том, что инфляция будет замедляться, она и замедляется, я говорил, что экономический рост будет ускорятся, он и ускоряется». При этом, по словам Литвицкого, инфляция замедляется резко, а экономический рост происходит умеренно.
«Ситуация такова: номинальный ВВП за январь—апрель — 47,6%. В прошлом году за этот период — 40,3%. Это при том, что реальный ВВП не 7,9%, как было, а 6,4%. Но цены выросли не на 18%, как год назад, а на 33%. Номинально ВВП растет быстрее, нежели в прошлом году. Как это влияет на динамику реальных доходов? За пять месяцев прошлого года инфляция была 1,9%, в этом году — 14,6%. Казалось бы, при этих условиях доходы должны были бы расти медленнее, нежели в прошлом году, но за счет того, что было такое сильное повышение номинальных доходов (на 46%), даже такая инфляция еще не «съела» такую динамику. Идет замедление реальных доходов. Вывод такой: если мы не возьмем под контроль инфляцию, то этот инфляционный налог, в конце концов, может это преимущество роста реальных доходов замедлить, но главная проблема — замедляется динамика инвестиций, а инвестиции — это средние и долгосрочные перспективы. Мы можем сегодня иметь более высокую динамику реальных доходов, но тогда в последующие годы будет замедление. Вопрос в том, что мы хотим: жить сегодня с высоким уровнем потребления, но завтра за это заплатить замедлением среднесрочных перспектив, либо сегодня умеренней расти в потреблении, но иметь перспективу долгих годов роста?» — риторически спрашивает Литвицкий.
То есть, как бы не пытались «простые смертные» узнать объективное экспертное мнение относительно общих дел экономики, всегда найдется мнение «на выбор». Хотя, как показала веб-конференция Украинского клуба экономистов, большинство тех, кто спрашивал экспертов через сеть интернет, к сожалению, можно причислить к пессимистам... Ведь обычный рядовой гражданин оценивает экономику, в первую очередь, по уровню своей зарплаты и ценам в магазинах или рынках. Последние же пока вызывают только пессимистические настроения. Оптимизм же может вызывать только хорошие перспективы наших отраслей, относительно которых эксперты, к сожалению, зачастую не имеют общего мнения...