Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Позитивный» НДС

Новые правила игры на нефтерынке могут стать факторами ценовой дестабилизации
15 марта, 2005 - 02:26

Госдума Российской Федерации 5 августа минувшего года изменила правила начисления НДС на российскую нефть, которая экспортируется и реализуется на территории стран СНГ. И с 1 января российские компании, экспортирующие нефть в Украину, платят налог по принципу «страны назначения», что на деле означает получение ими возмещения НДС при экспорте.

Борьба за изменение принципа обложения НДС велась давно, и решение Госдумы было воспринято как большой позитив для Украины, который позволит компенсировать безудержный рост нефтяных цен на мировом рынке. Действительно, если в декабре 2004 года цена российской нефти составляла для Украины $270 за тонну (хотя по сравнению с ноябрем она снизилась в соответствии с мировыми тенденциями на $45), уже в январе 2005 года цена упала до $205 — 215 за тонну. Разумеется, определенную роль в этом снижении сыграли, опять-таки, мировые ценовые тенденции, но влияние компенсации НДС также очевидно. Даже при росте мировых цен в феврале цена увеличилась только до $240 — 245 за тонну.

Между тем изменение порядка уплаты НДС не стоит рассматривать как действенный фактор существенного снижения цены на нефтепродукты в Украине. Во-первых, административные меры по стабилизации цен на рынке нефтепродуктов (в 2004 г.) путем жесткого их фиксирования привели к значительному снижению рентабельности украинских нефтяных компаний. Поэтому, сохраняя неизменной цену реализации даже несмотря на снижение импортной цены, операторы нефтяного рынка Украины пытались компенсировать недополучение прибыли во второй половине 2004 года.

Во-вторых, сохраняется общемировая тенденция роста цен на нефть, что ведет к постоянной коррекции экспортной таможенной пошлины РФ в сторону повышения. Если на момент принятия решения об изменении порядка начисления НДС на экспорт нефти в августе 2005 г. таможенная пошлина составляла $ 69,9 за тонну, то с 1 декабря 2005 года она составляет уже $ 101. С 1 февраля таможенная пошлина была снижена до $ 83, но с 1 апреля, учитывая возобновление роста цены нефти на мировых рынках, можно ожидать возвращения к уровню $ 102 за тонну. Это в значительной мере нивелирует положительный эффект изменений в начислении НДС.

В-третьих, 23 февраля правительством Украины принято решение возобновить с 1 марта 2005 года взимание НДС в размере 20% при ввозе сырой нефти в Украину. Прежде импортеры нефти ввозили ее по нулевой ставке. Одновременно правительство отменило 29 постановлений, которые предоставляли ситуативные льготы некоторым компаниям, а также определило, что налог взимается исключительно в денежной форме без использования дополнительных налоговых векселей. До 1 марта 2005 года действовала система вексельной отсрочки платежа НДС, при которой при растаможивании нефти компания-импортер выписывала вексель на сумму налога и оплачивала его через один-два месяца после производства и реализации нефтепродуктов, в результате чего уплата НДС не уменьшала оборотные средства нефтяных компаний.

Эти решения правительства не только де-факто нивелируют удешевление нефти для украинских нефтяных компаний после перехода Россией в уплате НДС на принцип страны назначения, но и дополнительно увеличивают их издержки из-за необходимости привлечения дополнительных оборотных средств для уплаты НДС. По сообщениям правительства, в ближайшее время им планируется рассмотреть вопрос о предоставлении кредитов Национальным банком Украины нефтяным компаниям на выплату НДС до оплаты конечной продукции покупателями. Но механизм этого предоставления пока что не разработан.

Принципиально важным становится в таких условиях и своевременное возмещение НДС экспортерам нефтепродуктов. Протоколом о сотрудничестве, заключенным правительством с представителями наибольших нефтяных компаний, предусмотрено уделять первоочередное внимание этому вопросу. Принято решение составить график возврата ранее накопленных долгов по возмещению НДС.

Тормозить удорожание нефтепродуктов будет наведение порядка в сети компаний-посредников, ранее «приватизировавших» значительную часть отраслевой прибыли, используя предоставленные им правительством эксклюзивные налоговые льготы. С другой стороны, этот механизм зачастую де-факто частично компенсировал нефтетрейдерам потери из-за искусственного занижения рентабельности в результате заключения меморандумов с правительством. Поэтому при внедрении прозрачной модели потеря прибыли может стать реальной, что будет побуждать компании к повышению цен.

Таким образом, суммарный эффект наведения порядка в уплате налога на нефтерынке может оказаться неоднозначным. Его позитивность критически зависит от способности правительства внедрить вышеупомянутые компенсирующие меры. Отчасти разгрузить каналы, связанные со сбором и возмещением НДС и упростить условия деятельности для импортеров-переработчиков могло бы и разблокирование операций реэкспорта.

В настоящий момент из- за профицитности баланса нефтепродуктов (предложение находится на довольно высоком уровне, запасы нефти на нефтеперерабатывающих заводах достаточно велики) можно прогнозировать стабильность цен на нефтепродукты в краткосрочной перспективе. Но в более длительном промежутке времени вышеперечисленные тенденции могут привести к росту цен на нефтепродукты на украинском рынке. Традиционное весеннее оживление спроса на нефтепродукты за счет посевных сельскохозяйственных работ и роста автомобильных перевозок могут стать дополнительными факторами ценовой дестабилизации.

Ярослав ЖАЛИЛО, кандидат экономических наук; Роман СТЕПАНОВСКИЙ, Центр антикризисных исследований
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ