Последние структурные изменения на газовых рынках стран Европейского Союза внушают оптимизм. На повестке дня, безусловно, создание единого европейского рынка. В этом контексте для Украины особую актуальность приобретает реформирование своего внутреннего газового рынка с тем, чтобы соответствовать критериям, необходимыми для вступления нашей страны в ЕС.
Согласно последним газовым директивам ЕС, с 1 июля 2007 года все граждане стран Европейского Союза могут выбирать наиболее выгодного поставщика природного газа для своих жилищ. Исключение составляют лишь страны Балтии, а также те страны ЕС, которые недавно начали пользоваться природным газом. Причем права выбора поставщика на основе конкуренции является уже вторым этапом либерализации отношений. Первые решения о либерализации газовых рынков были приняты в Европе еще в 1996 и 1998 годах, а результатом реформ, начавшихся в 2004 году, стало право свободного выбора поставщиков газа для всех промышленных потребителей. Таким образом, сегодня все крупные и средние европейские предприятия, работающие в сфере распределения природного газа, могут реорганизоваться в независимые юридические лица. Это дает распределительным сетям большую независимость от «материнских» компаний. Целью этого нововведения является гарантия одинакового доступа к распределительным сетям всех поставщиков.
Наиболее успешно внедрение новых правил игры проходит в Германии, где еще с 2005 года не только компании, но и частные потребители, вплоть до отдельных домов, могут свободно менять энергетического поставщика — достаточно лишь уведомить о своем решении и прежнего, и нового. При этом максимальную выгоду от новшества получили именно потребители. Многие из них за счет смены поставщика смогли сократить свои энергетические расходы на 60— 70%. Эти нововведения положительно сказались и на энергетическом рынке Испании, где до 2004 года три крупнейших энергетических компании фактически делили всю страну на зоны влияния. Теперь региональный монополизм ликвидирован — любой участник рынка может работать в любом регионе. Кроме того, после проведенной реорганизации испанские энерготрейдеры получили возможность продавать и газ, и электроэнергию. При этом тарифы на электроэнергию и газ в Испании по- прежнему устанавливает государство, а компании, чтобы привлечь клиентов, предлагают им скидки на год-два в виде снижения базового тарифа на 1—2%. В целом эксперты группы европейских регуляторов ERGEG отмечают, что свободная конкуренция на внутреннем газовом рынке Европы позволяет держать цены на газ на минимально возможном уровне. Еще одним и, пожалуй, главным положительным аспектом создания единого газового рынка ЕС является практически полное обеспечение безопасности импортных поставок газа в Европу. Это стало возможно путем заключения долгосрочных договоров.
Вместе с тем, в мировом сообществе продолжаются довольно острые дискуссии вокруг всех этих процессов. Например, дискуссию вызывает требование директивы ЕС создать такой внутренний рынок газа, который мог бы «способствовать объединению газопроводов в единую сеть и обеспечить эксплуатационную совместимость систем, в частности, по качеству газа, техническим стандартам и пропускной способности». Как показывает практика, стремление создать единую газовую сеть между европейскими странами неизбежно приводит к объединению крупных газовых компаний. Так, до начала либерализации в крупнейших европейских странах на газовом рынке традиционно господствовали национальные компании: в Германии — Rurgas, в Италии — ENI, во Франции — Gaz de Franse и т.д. Как только Европейская комиссия объявила курс на создание единого энергетического рынка в рамках всего Европейского союза, названные корпорации начали стремительно укрупняться, и в 2000 году на свет появилась энергетическая группа E.ON, которая стала вторым по величине после Electricite de France энергетическим концерном на европейском рынке.
Кроме этого, существенной проблемой остается структура собственности газораспределительных сетей и нехватка передающих мощностей на границах между странами. Так что даже для стран с устоявшимися традициями развития рыночной экономики соответствие критериям ЕС являются достаточно сложным вопросом. Поэтому не исключено, что определенные препятствия на пути к стопроцентной конкуренции на внутреннем рынке газа ЕС приведут к появлению новых европейских законодательных инициатив. Следовательно, можно прогнозировать, что 2007— 2008 годы станут ключевыми в разработке и утверждении новых принципов и правил игры на европейском газовом рынке. И от того, насколько адекватно и оперативно Украина отреагирует на изменения, происходящие в европейских энергосистемах, будет зависеть и выполнение в 2007—2011 годах обязательств, взятых нашей страной для вступления в Евросоюз, и реализация целей, принятых в 2006 году «Энергетической стратегией Украины на период до 2030 года».
Именно этот документ определил интеграцию нашей Объединенной энергетической системы (ОЭС) в европейскую энергосистему в качестве приоритетного направления. Согласно принятой стратегии, процесс интеграции предполагает законодательное и нормативно-правовое обеспечение, развитие энергетических рынков и либерализацию отношений в ТЭК. При этом основными механизмами интеграции можно назвать адаптацию законодательства и соответствующие институциональные преобразования, а также интеграцию газовых сетей Украины в европейские.
Что касается объединения газораспределительных сетей Украины с соответствующими сетями стран ЕС, то на сегодня украинские транспортные мощности в значительной мере используются для транзита энергоносителей из России и других стран в направлении ЕС, а использование нашего транзитного потенциала составляет около 70%. Следовательно, транспортная система Украины является достаточно интегрированной с сетями Европы.
А вот для адаптации нашего национального законодательства к критериям ЕС необходимо поэтапно осуществить целый ряд мероприятий. Во-первых, необходимо создать условия для деятельности независимого регулятора рынков, определяющего отношения между его участниками. Во-вторых, создать условия для независимой деятельности операторов по транспортировке и распределению природного газа. В-третьих, на основе одинаковых и недискриминационных тарифов, установленных регулятором (независимо от форм собственности), разрешить доступ к транспортировке и распределению природного газа независимым участникам рынка. И главное — необходимо разработать и ввести в действие обязательства поставщиков перед населением при предоставлении коммунальных услуг, а также механизмы защиты определенных категорий потребителей. Как видим, необходимые изменения во многом касаются проблем, существующих на внутреннем рынке газа Украины уже не первый год. Среди нуждающихся в ускоренном решении нужно выделить проблемы существования в Украине газовых монополий и непрозрачных механизмов формирования цен и тарифов, отсутствие действенных мер по энергосбережению, неблагоприятные условия для инвестирования средств в газодобычу и привлечения на отечественный рынок дополнительных поставщиков с собственными ресурсами газа.
Естественно, независимые газотрейдеры поддерживают идею ЕС о стимулировании развития конкуренции путем привлечения к поставкам газа третьих сторон, причем с правом заключения ими эксклюзивных долгосрочных контрактов. Однако заставить большие национальные компании, являющиеся покупателями газа, передать часть своих контрактов новым участникам рынка можно только под давлением законодательства, направленного на усиление конкуренции. Например, через возможную угрозу антимонопольных расследований.
Нужно также учитывать, что при условии устранения отмеченных недостатков, преимущественно в политической и административной сферах, можно было бы существенно нарастить транзитные мощности Украины и обеспечить диверсификацию источников энергоносителей. Одновременно Украине нужно постепенно доводить цены на газ внутри страны до уровня цен, которые действуют на всем пространстве европейского газового рынка. Конечно, об этом пока еще рано говорить. Но если мы имеем намерение стать полноценным членом ЕС, нам придется приспосабливаться и к тем ценам, которые действуют на пространстве европейского газового рынка, и к европейским стандартам вообще. А это станет возможным только благодаря рыночным механизмам. При реализации идеи либерализации газового рынка роль независимых газовых трейдеров как раз и заключается в том, чтобы помочь сформировать справедливые цены на газ. Появление на рынке большого количества игроков будет способствовать обострению конкурентной борьбы за клиентов, поиску новых инструментов, минимизирующих ценовые риски, в частности, к развитию фьючерсного рынка газа, где идет торговля соответствующими контрактами. Таким образом, либерализация газового рынка интенсифицирует всю финансовую систему государства.
Подведем итог. Чтобы максимально приблизить процессы интеграции украинского газового рынка к единому европейскому, мы должны, во-первых, учитывать как отрицательные, так и положительные аспекты процесса присоединения к ЕС стран Центральной Европы, а во-вторых, понимать, что последствием адаптации национального законодательства Украины к критериям ЕС должна стать смена ключевых основ функционирования энергетики. Речь идет об отказе от монополизма и переходе к конкурентным отношениям, вместо государственного управления нам нужно освоить эффективное государственное регулирование. Внедрение рыночных механизмов в газовой сфере Украины, создание конкурентной среды и преодоление существующих проблем стабилизируют украинскую экономику и ускорят процессы присоединения нашей страны к ЕС.