Уже с весны украинцам увеличат заработные платы и социальные выплаты. Об этом заявил в пятницу премьер-министр Арсений Яценюк. Он отметил, что первый этап индексации состоится в соответствии с планом госбюджета — уже в мае этого года (второй — традиционно в декабре). «Мы будем бороться за то, чтобы, как и в прошлом году, увеличить зарплаты и пенсии и в этом году. И первое решение о повышении зарплат и социальных стандартов будет уже в мае», — сказал Арсений Яценюк.
Итак, планируется, что с весны минимальная пенсия будет составлять 1130 гривен, в то время как сейчас она составляет 1074 гривен, то есть увеличится на 5,2%, или 56 гривен. Минимальная заработная плата вырастет с 1378 до 1450 гривен, то есть увеличится на 5,4%, или 75 гривен. Общий рост выплат до конца года планируется увеличить на 12% (то есть еще на более чем 6%).
Напомним, что главная причина для пересчета минимальных доходов украинцев — рост индекса потребительских цен (инфляции). К слову, в январе инфляция в Украине составила 0,9%, по сравнению с последним месяцем 2015 года. При этом, сообщают в Госстате, за последний год цены в Украине выросли на 40,3%.
«При инфляции более 40%, причем эта инфляция не отражает все движение цен, власть повышает ставку индексации на 12%. Это говорит о том, что население становится беднее», — говорит главный финансовый аналитик «Эксперт Рейтинг» Виталий ШАПРАН.
Он напоминает, что в Украине есть много работников бюджетной сферы, у которых заработная плата не такая уж большая. «Они все привязаны к бюджетным выплатам, трансфертам, и получается, что шаг индексации затрагивает выплаты социально значимым категориям граждан. Киев и область находятся вне зоны этого риска, поскольку здесь концентрируются денежные потоки. А то, что касается промышленных регионов, — там падение производства, строительства, транспортной отрасли. Это значит, что существует большой риск безработицы — реальнее, чем тот, который фиксируется Госстатом», — добавляет Шапран.
Поэтому, говорит он, необходимо пересматривать бюджет, чтобы бюджетные выплаты хотя бы немного отвечали темпам инфляции. Причем сделать это следовало не с весны, а уже с начала года. «Ведь пенсионеры и бюджетники являются важной частью украинского общества как потребители. Они являются теми массовыми потребителями, которые влияют на экономику. Если у них будут резко падать доходы, они будут меньше покупать и мы будем сталкиваться с тем, что у нас будут негативные экономические тенденции», — объясняет Виталий Шапран.
Впрочем, возникает вопрос, где правительству взять деньги на проведение индексации, которая бы отвечала реальным условиям экономики? Ведь в бюджете на 2016 год уже и так заложен дефицит в размере свыше 80 миллиардов гривен.
Виталий Шапран предлагает увеличить заимствование средств у МВФ и через облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ), а также меньше связывать очередную массу с депозитными сертификатами НБУ и больше заниматься рынком. «Также нужно проводить реформы. У нас так и не проведены налоговая реформа, реформа банковского сектора, не осуществлено повышение инвестиционного климата. По последним данным, у нам по платежному балансу исчезли почти три миллиарда долларов инвестиций», — объясняет он. За счет заимствованных средств, считает Шапран, можно будет восстановить экономический рост. Ведь при дальнейшем падении ВВП и такой девальвации нам будет очень сложно обслуживать бюджет.
Пенсионеры и бюджетники являются важной частью украинского общества как потребители. Они являются теми массовыми потребителями, которые влияют на экономику. Если у них будут резко падать доходы, они будут меньше покупать и мы будем сталкиваться с тем, что у нас будут негативные экономические тенденции
Аналитик Международного центра перспективных исследований Александр ЖОЛУДЬ отмечает, что дефицит бюджета никак не повлияет на индексацию, если она будет проводиться в пределах запланированных расходов на этот год. «Дефицит бюджета рассчитан на те расходы, которые определены в бюджете. Если там прописана определенная сумма на те или иные статьи, то она уже учитывает, что мы имеем определенный дефицит. Поэтому нельзя говорить, что мы не имеем средств, если они прописаны в бюджете. Если в конце первого квартала окажется, что доходы бюджета — значительно меньше, чем расходы, то необходимо будет делать секвестр бюджета и сокращать его расходы. Насколько мне известно, пока о секвестре бюджета речь не идет», — объясняет Жолудь.
Он убежден, что увеличение процента индексации без соблюдения возможностей бюджета приведет к тому, что цены будут расти и в дальнейшем. «Если мы закладываем определенные расходы в бюджете, то можем рассчитывать лишь на те изменения, на которые мы можем ждать увеличения доходов бюджета. Иначе это не в соответствии с реальностью. Потому что если цены выросли вдвое, условно говоря, а доходы государства выросли на 50%, то мы не можем увеличить расходы вдвое (...) Если у нас повышение цен не оправдывается ростом доходов бюджета, то лучше не делать значительную индексацию», — объясняет Александр Жолудь.
По его словам, кроме заимствований, также бюджет может получить дополнительные средства от приватизации. Впрочем, полагаться на этот вид дохода не советует. «Мы видим, что тот план в 17 миллиардов гривен, который был прописан, не был выполнен. Поэтому на этот год я бы не ставил приватизацию как основу того, что обязательно будет», — говорит он.
Тем не менее, увеличить выплаты украинцам государству придется, независимо от того, будут ли на это средства в бюджете. Как писал «День» ранее, на Кабмин подали в суд с требованием пересмотреть потребительскую корзину, на основе которой происходит расчет прожиточного минимума украинцев («Потребительская корзина» как... юридический аргумент», Мария ЮЗЫЧ №87-88 от 22—23 мая 2015 года). Напомним, что прожиточный минимум в Украине не пересматривают уже 16-й год.
Как рассказал «Дню» истец по делу — руководитель проекта «Открытый Суд», правозащитник Станислав БАТРИН, дело против КМУ уже выиграно в суде. Теперь его подали на принудительное исполнение и Государственная исполнительная служба открыла исполнительное производство.
Но правительство уклоняется от исполнения приговора суда, говорит Станислав Батрин. Согласно процедуре, в таком случае ГИС может дважды наложить штраф на правительство в размере 40—60 налогонеоблагаемых минимумов (680—1020 гривен). После этого может запретить премьер-министру выезд за рубеж и внести представление в правоохранительные органы о привлечении ответственных лиц правительства к ответственности за неисполнение судебного решения по статье 382 Уголовного кодекса Украины.
К слову, в соответствии с ч. 3 ст. 382 УК, неисполнение судебного решения, совершенное должностным лицом, занимающим ответственное или особенно ответственное положение, караются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет.
Крайний срок исполнения правительством решения суда истек 15 декабря 2015 года. И штраф должен был быть наложен Госисполнительной службой в пятидневный срок с той даты. То есть — до 20 декабря. Но ГИС не налагает штраф.
Сейчас юрист продолжает заниматься этим делом и подбирать рычаги влияния на ГИС, но детали пока не анонсирует.